Несмотря на богатейшую историю виноделия в Армении (обнаруженные археологами древние винодельни и предметы утвари радиоуглеродный анализ датировал возрастом около 6000 лет), её винная продукция на сегодняшний день в России представлена слабо, с одной стороны это предаёт ореол загадочности, с другой — у покупателя больше шансов купить качественный нефальсифицированный продукт. Изысканный и элегантный самобытный вкус неповторим.
Можно предположить, что в скором времени фото армянских вин потеснят Францию, Грузию, Чили, Испанию, Италию, Португалию и других своих конкурентов в меню кафе и ресторанов.
Технология производства
В отличии от чачи, производимой в соседней Грузии, сырье для арцаха представляет собой не плодовый жмых, а не подвергавшиеся выжимке ягоды и фрукты. Собираются они на пике своего созревания, затем превращаются в пюре и вместе с соком отправляются в глиняные либо эмалированные бродильные емкости. При этом, из кизила, персиков и абрикосов предварительно извлекаются косточки, чтобы будущий напиток не горчил. Поскольку производство настоящего арцаха исключает добавление в брагу сахара и культивированных дрожжей, процесс брожения может длиться не один месяц, а количество напитка на выходе получается довольно скромным. Так, для получения литра тутовки необходимо 5 кг шелковицы. Для того же, чтобы подарить миру литр кизиловки, нужно не больше и не меньше, чем 35 кг дикого кизила.
Созревшая брага перегоняется в медных кубах, похожих на старые добрые шарантские коньячные аламбики. В идеале это полагается сделать дважды, с разделением спирта на фракции при вторичной дистилляции. В результате, получается весьма забористый напиток, обладающий насыщенным кисло-сладким вкусом и кисловатым плодово-ягодным ароматом.
По окончанию перегонки, большинство дистиллятов разбавляется экологически чистой родниковой водой, подвергается фильтрации и сразу же бутылируется. Однако, некоторая часть полученных спиртов проходит дополнительный этап выдержки. В первую очередь, речь идет о тутовке. Выдерживается она в течении 1-5 лет в обожженных бочках, изготавливаемых из переставших плодоносить шелковичных деревьев. Если же речь идет, к примеру, о выдержке абрикосовки, то бочки для нее изготавливаются из абрикосовой древесины. Забавно, что пройдохи-диллеры нередко называют подобный арцах коньяком.
Самобытная классика
Армянские полусладкие вина способны удивить даже опытных ценителей. Ведь, помимо стандартных процессов, при производстве изготовители добавляют уникальные технологические операции, позволяющие подчеркнуть индивидуальные особенности лозы данной местности.
К сыру и мясу, рыбе и птице, горячим и холодным закускам, на десерт и аперитив – всегда будет уместен бокальчик волшебной амброзии!
Не нужно быть сомелье, чтобы обнаружить десятки оттенков — миндаля и шафрана, корицы и карамели, кофе и цветов, мёда и шоколада, дубовой коры и луговых трав, фруктовые нотки и вкус орехов!
Стоимость
Цены на армянские вина радуют своей демократичностью, каждый «этнограф» армянской культуры («Тосты!? Так что ж вы сразу не сказали!») подберёт себе достойный «материал для изучения» по своему бюджету.
Если конкретнее — начинаются от трёхсот рублей (скидки, акции, карты постоянного покупателя и «кэшбэк» в помощь) и отдельные коллекционные марки могут достигать несколько десятков тысяч рублей.
О качестве
Благодаря уникальному микроклимату равнин, предгорий и горных областей Армении, вулканических почв и разряженному горному воздуху букет вкуса получается ярким, насыщенным и обладает неповторимой «изюминкой».
Спиртные напитки в армянской культуре — Заглядывая вглубь тысячелетий
Напитки, как таковые, играют немаловажную роль в истории и культурных традициях любого народа. Это связано с тем, что с самых ранних шагов своего развития ни один человек, ни одно человеческое общество, ни один народ, не могут обойтись без того или иного напитка. В первую очередь, конечно, это вода. Она имеет решающее значение в жизни человека. Но в ходе развития дальнейшей жизнедеятельности и при возникновении разных культов, вода стала заменяться другими напитками — молоком, растительными соками и, наконец, вином. «Вину приписывалось божественное происхождение. Оно занимает почетное место и в и христианском и еврейском религиозном культе» — писал известный русский и советский специалист по виноделию, профессор Н.Простосердов. (1)
Виноградарство и виноделие зародилось на Земле в глубокой древности. Предания и мифы разных народов показывают когда, где и как человечество узнало о вине. В Египет, как бы, вино принёс Озирис. Но, разные исторические исследования и источники показывают другое. По видимому, познанием вина, Египет был обязан представителям «арменоидной расы». (2) Это правители Египта, Рамсесы — т.н. «белые фараоны» (по Опенгайму, Г.Э.Смиту, Б.Мошезону и др.).
Являлись уроженцами Авариса (столица пришельцев — гиксосов, в английских источниках они фигурируют как «(h)айксосы»), Рамсесы «были большими любителями вина». Они то и привили египтянам культуру винопития. П.Монтэ пишет: «Рамсес II очень любил Восточную Дельту… Он ценил её мягкий климат, водные просторы, луга и виноградники, дававшие вино слаще мёда… Гиксосы превратили (Аварис прим. С.Н.) в свою столицу. После того как Яхмос изгнал их из Египта, город пришёл в упадок». (3)
На территории Армении, в окрестностях горы Арарата, как гласят библейские предания и апокрифы, патриарх Ной посадил виноградную лозу. Это знаковое место в 1840 году было разрушено землетрясением, но оно сохранило древнюю армянскую этимологию обозначения – «Аккори», что в переводе с архаичного грабара означает «насаждение лозы».
В Передней, Средней и Малой Азии, Закавказье, Сирии, Месопотамии и даже в Китае (загадочный народ «тохары»), арменоиды-арамеяне (предки армян) культивировали виноград, по крайней мере, еще III тысячи лет тому назад (а вероятно и много раньше). Виноградники Армении, находились в оптимальных климатических условиях. Низменные и предгорные районы Араратской долины Армении были исконно наиболее благоприятны для виноградарства и виноделия.
Что позволяло успешно заниматься производством вина (позднее, здесь было сосредоточено более 80 % всех виноградников СССР). Постепенно виноградарство и виноделие стало продвигаться и в горные районы Армении (Гандзасар, Мегри и т.д.). Хотя, надо заметить, что условия там не сахар — ведь на крутых горных склонах земли очень мало и почва сильно эродирована, а то и вовсе смыта. Но, трудолюбивые армянские крестьяне «в корзинах на собственном горбу» таскали землю с равнин, чтобы закрыть бесплодные каменистые обнажения.
Эти каменистые склоны им приходилось террасировать, чтобы обеспечить их питательной почвой. Поистине, каждую, таким образом, выращенную виноградину можно назвать золотой. Но виноградники продолжали постепенно увеличиваться и далее (например, только в советский период послевоенной пятилетки площадь виноградников расширилась на 10 000 га).
Древним армянам были хорошо известны различные способы изготовления и фильтрации вин, пива и ещё одного напитка, прототипа водки (но только более крепкого). Следует обязательно сказать несколько слов о древнем происхождении армянской водки. На архаичном грабаре она называлась «цки». О чём есть упоминание в Библии. Крепость древней «протоводки» зашкаливала за 70 градусов. Этот уникальный напиток и в настоящее время в Армении имеет то же самое название! Для приготовления данного напитка использовали сырое виноградное или злаковое сырьё. Его выгоняли через специальный медный змеевик.
Водку употребляли в оздоровительных целях. О лечебных свойствах и противопоказаниях напитка великий армянский учёный и врач А. Амасиаци (ХV в.) оставил следующие сведения: «Он называется… по-армянски — цки… вызывает головную боль и вредит нервам… вызывает образование дурных влаг. Его готовят из ячменя, пшеницы и проса. Он опьяняет и веселит. Но если выпить много, то вызовет тошноту, рвоту и сильные ветры в кишечнике (газообразование; прим. С.Н.). И избавление (от вредного воздействия; прим С.Н.) в том, чтобы вызвать рвоту… цки вызывает понос и делает обильной мочу. А если выпить и вырвать, то устранит заложенность желудка, выведет слизь и очистит желудок».
В Палестине (библейские земли «народа гаев» (народа «(h)аев»), другое название «народ амалек») и Армении сохранились древние винодавильни с изображением представителей арменоидной расы. Следует добавить, что на орнаментах и монетах древней Армении с дохристианского периода изображалась виноградная гроздь. (4) Эти сведения дополняют и подтверждают и отлично сохранились кладовые для хранения вина и остатки виноматериалов, употребляемые предками армян — урартами (Кармир-Блур, VII в. д. н.э.). (5) Уцелели и многочисленные, практически, идеально сохранившиеся материальные источники. Например, сосуды — карасы (6) разного назначения, в Кармир-Блуре, Шенгавите (III тыс. до н.э.), Двине, Гарни, Тигранакерте (Арцах) и в других областях Армении. Барельеф с изображением сбора винограда, уже более позднего периода, обнаружили в Двине (V в.). Следует заметить, что древнеармянские карасы, по описанию учёных, были самых разных размеров — от «мала до велика». Они вмещали в себя от нескольких вёдер до нескольких бочек вина.
Древними армянами употреблялось, в основном, темное красное вино. Для процессов брожения молодое вино наливалось в большие, окуренные серой сосуды, (урартсткого типа — «карасы», емкостью, » по 1000 литров в каждом). Позднее появились ещё и ёмкости иранского типа, т.н. «мерани». Сосуды с вином ставили в специальные нижние помещения (типа «погреб») или зарывали их в землю.
Сладкое вино получали подавлением брожения, устанавливая ёмкости с вином в специально отведённые для этого, холодные помещения. Также вино настаивали на вяленом изюме разных сортов, и тогда срок брожения растягивался до » 10-15 лет. На сосуды навешивали клинописные «ярлычки» с указанием емкости и качества вина. Если вино было густым и очень сладким, то его разбавляли водой.
Наряду с вином, урарты делали так же и пиво из ячменя и проса. При проведении раскопов Кармир-Блура была найдена пивоварня, в которой сохранился огромный чан, высеченный из туфа, с остатками солодовенного ячменя. По свидетельству Ксенофонта (V в. до н.э.), в армянских деревнях варили пиво и изготавливали другие напитки. (7) Для пивоварения армяне пользовались и крупными вытянутыми сосудами. Большое внимание уделялось как, кувшинам, так и бочкам. Армяне говаривали: «для вина вся жизнь в бочке, какова бочка, таково и вино».
С течением времени возникла и культура пития спиртосодержащих напитков (она включала в себя особые ритуалы, создание специальной посуды и т.д.). Кроме того, стало складываться и разностороннее использование «винной ягоды» — лечебное, косметическое, а также санитарно-гигиеническое. При изобретении всё новых напитков, появились всевозможные сложносоставные вина. В специальных ёмкостях из металла варили лечебное вино с добавлением пряностей, морской соли, семян укропа, меда, миндаля и армянской столовой глины «болюс».
Древние армяне добавляли в вино пряности или дикорастущие пряные травы, разведенный в воде мед, разные соки или сиропы (позднее эссенции). Было в употреблении и т.н. «любовное» вино — «женское розовое», с добавлением лепестков роз или дикого шиповника, «усыпляющее» — с добавлением лепестков «пиона уклоняющегося» или листьев мяты и т.п. Видимо так возникли «протококтейли» и культура целебного винопития, но об этом во второй части статьи. (8)
Автор: Наталья Соболь, историк-арменовед, Подробнее читать по ссылкам в публикации выделенным оранжевым цветом, или просто забить в поиск сайта интересующую фразу.
Комментарии к публикации:
(1) Н. Простосердов — заслуженный деятель науки и техники, доктор биологических наук, профессор, пианист, поэт, композитор. Основное его наследие – глубокие научные и практические исследования в области виноделия, оно весьма актуально и сегодня. В результате деятельности Н.П. в Армении, Грузии и в Крыму, им было написано более 140 работ. С 1913 г., по приглашению руководства Войска Донского, Н.П. работал на Дону (Новочеркасск). Организовал энохимическую лабораторию, впоследствии преобразованную во Всероссийский НИИ виноградарства и виноделия. Простосердов Н. «Диетические и лечебные свойства виноградного вина», стр. 3,14,17,41. См. также М.Герасимов, Т.Политов «Изменение ОВ-потенциала при различных процессах обработки вина».
(2) «Арменоидная раса — переднеазиатская раса, выделяется некоторыми антропологами в составе большой европейской расы для Армении, прилегающей части малой Азии, а также Сирии. Для арменоидной расы характерны — брахицефальная форма черепа, мощная короткая шея, обильный рост бороды у мужчин, выпуклая спинка носа, уплощенный затылок. Многочисленные исторические открытия и факты говорят о том, что Армения на порядок древнее, чем мы привыкли предполагать. В научном мире имеет место быть весьма весомая «яфетическая» концепция (гипердиффузионизма), определяющая особую роль арменоидной расы в мировой истории.
Она мощно подтверждена многочисленными фактами, раскопками, источниками, лингвистическими изысканиями (общие моносилабические гомоформы именно архаичного грабара, языков майя, баскон, угрофинских и многих других). Археолог Ф. Лушан озвучил термин «арменоидная раса». А австралийский учёный-антрополог сэр (титул сэра ему пожалован английской королевой за выдающийся вклад в историческую науку) Грефтон Элиот Смит, с 1900 г., на основании 10-летних научных изысканий в Каирской Школе по изучению мумий, обосновал его и подтвердил.
Его поддержал немецкий учёный-археолог барон фон Опенгайм (раскопки арменоидных барельефов в Тель-Халафе, верхнее течение р. Хабур, Палестина, Сирия, Иран, Туркмения и т.д.). В этой области работали: И.Карст, Р.А.Джайразбхоя, Д.Беннан. Об арменоидной расе писали и русские учёные — А.Лопухин («Толковая Библия» 1904-1913 г.г.), Н.Марр, Ю.Кнорозов, Орбели И. и мн.др.. Европейские и американские учёные — Х.Бингхем, Г.Т.Уилкинз, М.Ханджан (США), З.Косидовский и мн. др., тоже уделяют данной теме много внимания. А израильский учёный, Б.Мойшезон (ученик проф. Шафаревича) участвовал во многих раскопках на территории Израия и Палестины.
Он пишет, что «арменоиды составляли аристократический класс древности». В своей статье он цитирует Г.Смита: «… арменоидный облик… встречался только у представителей (египетской — прим. С.Н.) аристократии». Арменоидами — аристократами были т.н. «белые переселенцы… более ширококостные, мускулистые, с мужественным обликом смешанной династической расы». Именно этот класс сыграл одну из центральных ролей в формировании древнейших цивилизаций мира», что и позволяет говорить об «арменоидном расселении в предысторическое время». Антрополог Г.Смит, изучая мумии IV династии (обл.
Великих Пирамид в Гизе), поразился обилию европеоидных черт у останков усопших фараонов. Коллега и сподвижник Смита – Д.Э.Дэрри свидетельствовал: «Строители пирамид принадлежали к совершенно другой расе, нежели народ, чьими потомками они считались до сих пор … определённо, они не могли прийти с юга (из Африки; прим. С.Н.), т.к. у них не наблюдалось никаких негроидных признаков…». Что подтверждают и ведущие учёные Граварда, Кембриджа (научные конференции по арменоведению 1997 г.) и др. Мойшезон Б., см. ст. «Арменоиды — аристократия древности», журнал «Народ и Земля», Иерусалим; журнал «Ной». Климишин И. «Календарь и хронология», с.158-159. Косидовский З. «Когда солнце было богом», с. 321-329. Щербаков В. «Все об Атлантиде», с. 36-39, 53, 81, 131, 132. Также, см. труды И. Донелли, Т. Хеердала («Экспедиция на «Ра» и др.), М. Стингла, М. Стирлинга, и мн.др.. См. сноску автора об Амалеках.
(3) Монтэ П. «Египет Рамсесов», с.16.
(4) Эта традиция была перенесена далее на герб Армянской ССР – на нем была изображена виноградная гроздь и лоза на фоне горы Арарат. Википедия.
(5) Большое впечатление производят раскопки крепости Тейшебаини (один из отдалённых городов Урарту). Среди хозяйственных построек были найдены и винные залы. Это удлиненные помещения, в земляной пол которых врыты огромные кувшины, их емкость около 800-тыс. литров каждый. Таких кувшинов было найдено около 400 штук. Раскопки показали, что 7 кладовых темные и сырые (т.к. рядом найдено множество светильников) и только одна светлая – восьмая, во втором этаже.
В ней хранились сладкие сорта вин, по древней технологии, подвергавшиеся солнечной обработке. Карасы стояли стройными рядами, а между ними был проход. На «плечах» сосудов наносились знаки емкости (емкость отмечалось в мерах «акарки» — т.е. 240 литров, и «теруси» – 1/10 или 1/9 часть «а-карки»). Большинство маркировок емкостей написаны иероглифами, а часть из них клинописью, но есть и двойные записи. При раскопках винных закромов нашли так же достаточное количество остатков винограда различных сортов, а также изюма и кишмиша.
При двух центральных кладовых было специальное помещение для сосудов – т.е. склад больших красных, лощеных кувшинов с одной ручкой (и при них сложенные чаши и плошки для питья). Их оказалось более 1300 сосудов, из них более сотни абсолютно целые. Пиотровский «Кармир-Блур», с. 3-4. Мурацян «Георг Марзпетуни», с.372.
(6) Карасы — древние армянские винные и пивные кувшины, достигающие человеческого роста и даже больше. Армения, цитадель Тейшебаини, VIII в. до н.э. Пиотровский Б. «Кармир-Блур», с.8-9; иллюстрации 8,11,15,62-67,112.
(7) Агаян Ц. «Россия в судьбах армян и Армении», с.12.
(8) Прототип современных бальзамов и глинтвейнов. С древности, у армян само вино насчитывало множество лечебных сортов и винно-лечебных снадобий («гини» — древ. арм.) – желче и мочегонное, «напит», «мутам», «май эл йанап», «варах», «ca(h)нa», «тлавагар», «гахвай» и т.п.. Во врачебно-лечебном арсенале было специальное медицинское «черное вино» («шарапи эрахани» — древ. арм.) — с травами и кореньями Прототип современных бальзамов и глинтвейнов. лечебных винных лечебных напитков, было в употреблении, сгущенное, нескольких видов вино, уваренное до 1/з от первоначального объема — («h)ин гини», «пухтачавш-гини» — древ. арм.). Использовались врачами-бжшкапетами специальные снадобья вареные в вине травы. Например, корень мать и мачехи вареный в вине помогал изгнать плод и послед при внутриутробной смерти плода и т.д.. Амасиаци А. «Ненужное для неучей», с. 95-96; §407; с. 291 §§1818, 1819, с.462 §§3088, 3091, с. 495 §3319.
Сагокосов М. «К вопросу о напитках», с.32
Источники:
1) Абрамян А. «Рукописные сокровища Матенадарана, с. 82-92.
2) Амасиаци А. «Ненужное для неучей», с.,6,39 п. 39; с.49 п. 107; с.95; с.221 п. 131;, с.297 п.1857; с.327 п. 2057; с.293, пар. 1830.
3) БСЭ, т. Ш, с.76.
7) Дульян С., Асланян А. «Знакомьтесь Армения», Ереван, «Айастан», 1972, с.14, 90-92,118-119.
Климишин И. «Календарь и хронология», с.158-159.
9) Косидовский З. «Когда солнце было богом», с. 321-329.
10) Монтэ П. «Египет Рамсесов», АН СССР («По следам исчезнувших цивилизаций»), М., «Наука», 1989, с.16.
11) Мойшезон Б., см. ст. «Арменоиды — аристократия древности», журнал «Народ и Земля», Иерусалим, № 1, 3, 1984,1985; журнал «Ной».
13) Николов Э., Нечев Ц. «О чумных эпидемиях на болгарской земле на протяжении XV-XIX веков», с. 77.
14) Поршекян Х. «Устное народное творчество армян Нор-Нахичевана», с. 13.
15) Простосердов «Диетические и лечебные свойства виноградного вина», Новочерк., 1993, с.41, 44,48-49,54.
16) Пиотровский Б. «Кармир-Блур», с. 3-4 с.3-4,8-9; иллюстр.8,11,15,62-67,112.
17) «Путеводитель Государственного Исторического Музея Армении», АН Арм.ССР, Ереван, 1963, с.41.
19) Сагокосов М. «К вопросу о напитках», с. 18,21,32.
20) Шагинян Ш., Назинян А.И.. «Доброе слово, что весенний день», с. 13-15.
21) Щербаков В. «Все об Атлантиде», с. 36-39, 53, 81, 131, 132.
Респонденты:
1.Вилик Бабаян (Армения).
2.Настоятель ААЦ «Сурб Аствацацин» («Пресвятой Богородицы») тер Ананиа (Бабаян), Россия, Ростовская обл., с. Большие Салы).