История этикеток советского самогона и водки

Понятие русской водки давно укоренилось в мыслях людей разных национальностей. И это несмотря на то, что во многих странах есть собственное производство аналогичного спиртного напитка. Однако только русская водка пользуется невероятной популярностью у любителей «чего покрепче». В конце концов, она даже стала неким ассоциативным образом, который неразрывно связан с Россией, балалайкой, медведями и матрешками. А уже «Московская особая» водка сочетает в себе многовековую историю, а также некую ностальгию, связанную с советским прошлым. Подробнее об этой разновидности русской водки мы и расскажем далее.

Переход от царских времён к советской эпохе

Оформление спиртного в предреволюционный период зависело от клиентуры, для которой предназначался напиток. На водке-самогоне для простого люда использовались однотонные этикетки с краткой информацией о продукте, объёме, производителе.

Бутылки, предназначенные для представителей знатных кругов, украшались цветными рисунками, позолотой, вензелями, прочими «красивостями», да ещё и разливались в фигурные сосуды.

С приходом советской власти «буржуазные пережитки» ушли в прошлое. Водочные этикетки приобрели стандартную – строго овальную или прямоугольную форму, а покупателей перестали делить на богатых и бедных.

Для тиражирования наклеек использовались плоские печатные машины, работающие на основе примитивных красителей, позднее им на смену пришла современная флексография, расширившая цветовую гамму.

Впрочем, назвать советские этикетки однотипными никак нельзя. У каждой из них была своя история и дизайн.

Этикетки для водки советской эпохи

Водочные этикетки СССР имели простую овальную или прямоугольную форму. Основным требованием к их оформлению было создание ассоциации о высоком качестве и безупречной репутации напитка. Именно дух того времени породил яркость в строгом стиле, активно используемую при оформлении этикеток. Художникам 50 годов удалось создать этикетку для водки «Московская особая», которую зарегистрировали как товарный знак.

ВНИМАНИЕ! Этикетка для продукции на экспорт отличалась от этикетки, предназначенной для употребления внутри страны.

Нельзя сказать, что водочные этикетки советской эпохи – это образец консерватизма и подчинения плану. Они тиражировались типографским способом на плоских печатных машинах (способом анилиновой печати). Позднее начала применяться флексопечать, что позволило значительно расширить цветовую гамму и придать особую художественную привлекательность.

Русская водка: двойная этикетка

Водку под брендом «Русская» впервые выпустили в СССР в 60-е годы. Товарный знак был зарегистрировали только в 1969, но до этого напиток уже успел завоевать первую золотую медаль (на выставке в Лейпциге). Дальше – больше: растущие с каждым годом объёмы производства и все новые награды.

Примечательно, что популярная советская водка обзавелась сразу двумя этикетками:

p>На одной были изображены два конных русских витязя, гордо шествующих под зелёным стягом в поисках подвигов.

Вторую украсила простая синяя надпись «Русская водка» со стилизацией под старину. Невзрачную этикетку дополнили золотой рамкой, а также словами «RUSSKAYA» (сверху) и «RUSSIAN VODKA» (снизу). Периодически на белом фоне появлялись изображения медалей, полученных в Лейпциге и Пловдиве. К слову, этот вариант оказался самым живучим: нечто подобное можно увидеть и на современных образцах «той самой русской водки».

Двойная этикетка для спиртного из СССР была редкостью, если не единичным случаем. Предполагается, что прототипом обоих вариантов стал первоначальный эскиз, на котором был и воин, и витиеватая (на славянский манер) надпись. Но он не прижился, а дал рождение сразу двум этикеткам, мирно сосуществовавшим более четверти века.

Во времена перестройки бутылка «Русской» пережила немало преобразований: надписи на ней то появлялись, то исчезали, то переводились на национальные языки, витязей со временем заменили русские богатыри и другие национальные символы.

Любопытно: Одним из популярных вариантов оформления «Русской водки» стало использование знаменитой работы Васнецова – той самой, где изображены Алёша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец. На этикетке её так и подписали «Три богатыря», хотя на самом деле картина называется «Богатыри». В постсоветское время на бутылках известной водки появились и другие шедевры национального искусства: картины Перова, Кустодиева, Саврасова.

Пшеничная. Первая именная

Одна из старейших советских водок (выпускалась ещё до войны) первой получила собственное название. Остальные аналоги именовались просто «водками» с указанием крепости: 40, 50, 56 градусов.

Довоенная этикетка «Пшеничной» была самой заурядной: никаких картинок и украшений – исключительно текст на белом фоне. После войны о ней забыли на волне популярности «Русской» и Столичной и вспомнили только в 70-е годы. Вот в это-то время «Пшеничная» и приобрела оригинальную красочную этикетку. На картинке изображён типичный деревенский пейзаж с покосившимися домиками, зелёными деревьями и хлебным полем.

Примечательно, что в разных союзных республиках этикетка «Пшеничной» выглядела хоть и одинаково, но всё же со своими особенностями. Например, на российской территории небо было совершенно чистое, на латвийской и белорусской – с лёгкой дымкой, В Узбекистане – с облаками, а в Казахстане – и вовсе предвещало грозу.

Размер этикетки на водку

Размер этикетки на водку для объема 0,5 литра обычно составляет 11х8 сантиметров. Контрэтикетка – 7х9 сантиметров. Это универсальный вариант, основанный на советских ГОСТах, предписывающих, что основная наклейка должна закрывать до 70% фронтальной части бутылки без учета горлышка.

За типовые шаблоны, включающие кольеретку, берут образцы «Русской» и «Столичной» водки. При выборе материала нужно учитывать, что в ряде случаев алкогольная продукция подвергается воздействию низких температур, например –заморозка на 24 часа при температуре до -22 °С.

Столичная: таинственная и революционная

Одна из самых знаменитых и в то же время самых загадочных водок СССР. О дате её выпуска историки спорят до сих пор. Кто-то утверждает, что первая партия была разлита в блокадном Ленинграде, кто-то уверен, что это случилось уже в 50-е годы в Москве. Однако все сходятся на том, что автором рецептуры был винокур Виктор Свирида.

А вот с этикеткой всё не однозначно. На авторство рисунка претендуют два человека: художник Андрей Иогансон, прославившийся созданием политических плакатов, и сотрудник «Союзпродоформления» Владимир Яковлев. Точных сведений нет, но не исключено, что над созданием эскиза работали оба специалиста.

Необычен и выбор объекта: на этикетке «Столичной» изображена только открывшаяся гостиница «Москва», причём запечатлена она в собирательном образе, совмещающем вид с разных ракурсов. Из-за такого подхода и посредственного качества печати, далеко не все советские люди могли распознать в картинке знаменитую постройку.

Тем не менее для своего времени этикетка «Столичной» была поистине революционной (и до начала 90-х – единственной с архитектурным изображением). Её уникальность подтверждает и факт упоминания в известном труде «Всё об упаковке» Томаса Хайна. Ни одна другая советская этикетка такой чести не удостоилась.

Скорей всего, новенькая гостиница попала на бутылку «Столичной» как узнаваемый символ крепнущего государства. Но на этот счёт есть и альтернативная, шпионская, версия, утверждающая, что без участия Берии тут не обошлось.

Легенда гласит, что глава НКВД таким образом «рекламировал» гостиницу среди советской элиты, чтобы заманить в неё как можно больше клиентов и прослушивать разговоры с помощью устройств, размещённых в номерах.

Посольская водка

Была разработана в СССР в начале 70-х и как свидетельствует название, активно поставлялась за границу. Среди аналогов выделялась особенно мягким вкусом и высокой питкостью, что объяснялось особым подходом к очистке. В обработке продукта использовали обезжиренное молоко, уголь и кварцевый песок.

Довольно оригинальной была и этикетка – в чёрных тонах с изображением человека в красном наряде петровских времён. Веяния перестройки принесли новшества и в её оформление: на бутылке появились рисунки на тему вручения верительных грамот, шествия работников посольства, воинственные всадники и даже «Незнакомка» Крамского.

Водка «Московская особая»: отзывы

Если говорить о качестве изготавливаемого напитка, то можно выделить следующие моменты:

  1. Водка обладает приятным спиртовым запахом.
  2. Она достаточно мягкая.
  3. Обладает нейтральным вкусом.

По словам многих пользователей, сам продукт довольно качественен, стоит недорого и выглядит презентабельно. Некоторые выделяют внешнюю схожесть данного спиртного напитка с водкой «Столичной». По их словам, напитки разливаются в однотипную тару и оформляются по аналогии. Кроме того, по цене они также идентичны.

«Московская особая» не обладает неприятным послевкусием. Она легко пьется и прекрасно подходит для любого застолья. Данный напиток, говорят пользователи, хорошо сочетается с хорошей компанией, веселыми песнями и прекрасным настроением. Подходит он и в качестве аперитива.

В целом, утверждают покупатели, продукт создает приятное впечатление не только своим внешним видом, но и неплохим вкусом, а также запахом.

Сибирская водка

Также была выпущена в ранние 70-е и также с прозападным расчётом. Как истинная сибирячка она оказалась погорячее на целых 5 градусов (45 вместо посольских 40). Что касается этикетки, то тут всё предсказуемо: стандартное представление о России для европейского потребителя – снега, морозы, русская тройка с бубенцами, погоняющий лошадей ямщик и путешествующая пара господ. Дополняли картинку русско- и англоязычные надписи. К слову, поставлялась «Сибирская» водка не только на запад, но была популярна и среди советских граждан.

Московская особая водка

Одна из самых титулованных советских водок: на её счёту – немало медалей, в том числе крупных международных выставок. При разработке рецептуры за основу был взят дореволюционный вариант.

Слегка изменилось и название (первоначально водка именовалась «Московская особенная». Жителям союзных республик продукт запомнился бросающейся в глаза зелёной этикеткой. Из-за этой яркости на большинстве антиалкогольных советских плакатов изображалась именно «Московская».

Впрочем, цвет мог существенно отличаться в зависимости от имеющейся в наличии краски: наряду с кричаще-зеленым встречались оливковые и салатовые варианты. Разнилась и ширина цветной полосы, которая могла занимать от 20 до 60% этикетки. В разные годы бутылку «Московской» украшали золотистой рамкой, изображением медалей, логотипами заводов и т. д.

Размер винной этикетки

Размер винной этикетки, как правило, составляет 9х13 сантиметров. Величина контрэтикетки – 6,5х8 сантиметров. Параметры могут отличаться в зависимости от формы и объема бутылки, единого стандарта нет.

Наклейки на бутылки для вина и другой алкогольной продукции, после печати, могут поступать на участок послепечатной обработки, которая включает:

  • холодное тиснение;
  • горячее тиснение;
  • ламинацию;
  • конгрев;
  • другие варианты.

Отделочные операции придают бутылке привлекательный внешний вид, улучшают тактильные ощущения от прикосновения к наклейке и служат защитой от подделок.

Золотое кольцо водка

Первая так называемая «элитная» водка в СССР. Появилась вслед за изобретением спирта улучшенной очистки категории «Люкс». В оформлении, как и в названии, активно эксплуатировалась туристическая тема: заснеженные просторы, церкви, монастыри, запряжённые лошадьми повозки и старинные гербы русских городов.

За некорректное изображение этих самых гербов автор эскиза позднее был жестоко раскритикован, что, впрочем, не помешало новой водке заслужить народное признание. Подтверждением тому стал выпуск в 1980 году одноимённой марки пива, посвящённой XXII Олимпийским играм.

Описание водки «Московского

Бутылка, выпущенная «Московским , обладает округлыми формами. Она прозрачная и слегка вытянутая. Сверху ее украшает черная фирменная лейба и фигурная круглая пробка с резьбой. В центре бутылки – бессменная зеленая этикетка с названием и изображением почетных наград. На ней же говорится о том, что напиток обладает чистым водочным ароматом и мягким вкусом.

В составе данного продукта присутствует не только специальная очищенная вода, но и регуляторы кислотности, ректификованный этиловый спирт категории «Люкс». При этом качество самого напитка строго контролируется специалистами «Союзплодоимпорта». Крепость водки неизменная и составляет 40 оборотов.

Энергетическая ценность продукта в 100 см³ — 224 ккал. Выпускается продукт в 0,5 и 0,75 л. Иногда в ограниченном тираже можно встретить крошечные бутылочки, емкостью по 0,05 л. Эти уменьшенные копии оригинального напитка смотрятся как игрушечные. Вместе с тем они прекрасно подходят как сувениры и спиртные напитки для мини-баров.

Охотничья водка

Появилась в конце 50-х, отличалась повышенной крепостью (45 градусов), необходимой для быстрого согрева продрогших в лесу охотников. На этикетку первоначально был помещён бегущий олень, изображение которого отличалось на разных заводах.

В конце 60-х ему на смену пришёл чёрный глухарь на фоне яркого солнечного диска. Чем была вызвана такая подмена – неизвестно, а вот в качестве закуски под новую водку было принято употреблять охотничью колбасу.

В 80-е годы «Охотничью» водку поставляли на Запад, снабдив её сразу двумя названиями «Okhotnichya» (в соответствии с оригиналом) и «Hunters brandy» (для большей ясности в среде иностранцев). Ну и на всякий случай дополнили крупным шрифтом: «RUSSIAN VODKA».

Этикетки высокоградусных напитков

Помимо водки, в СССР выпускали и другой крепкий алкоголь: горькие и сладкие настойки, чистый спирт. Особым разнообразием и оригинальностью их этикетки не отличались: на бутылках «Лимонной настойки» красовался лимон, «Перцовую» соответственно украшал перец, а «Зубровку» – зубр.

Спирт и вовсе содержал только название, степень крепости и самые общие характеристики. Чуть интереснее выглядела бутылка «Старки», надписанная витиеватыми буквами, а позднее дополненная вензелями.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]