Крафтовое Пиво — что это такое и чем отличается от обычного.

Что значит крафтовое пиво?

Несмотря на многочисленные симпатии, далеко не каждый человек понимает смысл названия напитка. Часто можно услышать вопрос: что означает крафтовое пиво?

Крафт – особый продукт. Главная задача мастеров – при точном соблюдении традиций внедрить инновационные технологии, изобрести эксклюзивные сорта. Изготовитель старается разнообразить вкусовые ощущения поклонников пенного, тем самым формируется известность среди настоящих ценителей.

Крафт-пиво также называют самодельным. Но более широкое распространение получил другой синоним – ремесленное. Это определение – дословный перевод английского словосочетания craft beer.

Крафт изготавливается на мини-пивоварнях, относится к авторским разновидностям экстра-класса с особенными вкусовыми качествами.

Крафтовое пиво: история

Изначально любое пиво было крафтовым – ремесленным по определению. Оно появилось 4000 лет назад, называлось «жидким хлебом» и варилось дома. В XVI веке в Европе право на изготовление и продажу монополизировали монастырями. Но домашнее пивоварение все равно не было забыто.

Тогда же, в 1561 году, вышел знаменитый баварский закон, названный «О чистоте пива». В нем были указаны основные компоненты. Из-за экономии пшеницы (ранее она служила основой) предписывалось использовать ячменный солод, хмель и воду.

Маленькие пивзаводы процветали, любители пива наслаждались и ликовали. В основном, производились насыщенный стаут, различные лагеры (черные, темные, светлые). Но в начале ХХ века вести бизнес в одиночку стало трудно. Мини-пивоварни объединялись. Происходило слияние, а иногда и поглощение гигантами небольших производств. Так образовывались известные на сегодняшний день международные пивные корпорации.

Существенный минус этого процесса – рынок оказался заполнен стандартными видами, произведенным индустриальным способом. В них не было «изюминки», индивидуальной составляющей. Наступило пресыщение от однообразия.

Тогда-то и настало время инициативных бизнесменов, истинных ценителей пенного, которые решили заняться частным выпуском.

Первая маленькая пивоварня была открыта Б. Уркухартом в графстве Нортгемптоншир. Это был 1975 год, и о крафте еще не было речи. Такое название дал журналист из США Винс Коттоне только в 1984 году.

Идею открывать небольшие предприятия подхватили предприниматели других стран – Германии, Бельгии, Чехии. Но настоящего расцвета частное производство достигло в 80-х в Штатах. В то время большим спросом пользовался Индийский пэйл эль (IPA). А в 1987 Чарли Папазян – родоначальник эксклюзивного производства в Америке – определил и задачи крафтовой пивоварни. Она должна быть небольшой, функционировать не ради коммерческого интереса или прибыли, а ради удовольствия и удовлетворения запросов потребителя. На таких предприятиях предписывалось использовать ремесленную технику, фантазию и креатив пивоваров в синтезе с многовековыми традициями.

Преимущества небольших пивзаводов

Пивоваренное ремесло стало успешно развиваться и нашло своих клиентов, благодаря нескольким особенностям.

  • Частные предприятия ближе к потребительской аудитории, так как их деятельность ориентирована именно на нее. Им легче выявить потребности, пристрастия клиентов, удовлетворить спрос.
  • Они оперативно подстраиваются под изменяющиеся тенденции, легко, в короткий период времени меняют ассортимент.
  • Отсутствие или ограничение расходов на рекламу обеспечивает значительную экономию средств, которые можно потратить на приобретение оборудования или разработку нового рецепта.

Все эти факторы выигрышно отличают работу пивоваров-крафтовиков от массового выпуска на крупных заводах.

Крафтовое пиво в России

Распространение частного пивоварения не обошло и Россию. О нем заговорили совсем недавно – в 2012. Основная причина – расширить рынок алкогольной продукции «живым» аналогом, избежать стандартизации, предоставить покупателям больше выбора.

Сначала небольшие пивоваренные заводы были сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. Сегодня они есть практически во всех крупных городах России.

Если говорить о масштабах распространения ремесленного пивоварения во всем мире, то пальмой первенства завладели американцы. В этой стране на мелкие пивоварни приходится около 15% от всего пивного сегмента. Второе место занимает Великобритания, а из авторских сортов британцы выбирают касковый эль – настоящий, «живой», с особым ароматом и запоминающимися нюансами.

BrewDog (Шотландия)

Фото: Brewdog

BrewDog — одна из крупнейших крафтовых пивоварен Европы, имеющая в своём арсенале смелые и оригинальные маркетинговые решения, «приправленные» идеалами панк-культуры. Достижения этой компании, открытой сравнительно недавно, в 2007 году, более чем впечатляют. Многие из вас, вероятно, слышали имена её основателей — Джеймса Уотта и Мартина Дики — в серии передач Brew Dogs на телеканале Esquire Network.

Пивоварня BrewDog опубликовала стратегию развития на 10 лет

Сегодня компания BrewDog имеет филиалы в Шотландии и США и планирует открыть новую производственную площадку в Брисбене (Австралия) стоимостью 30 млн долларов. Кроме того, она владеет барами по всему миру — только в одной Великобритании их насчитываются десятки.

Несколько лет подряд BrewDog называли самой быстроразвивающейся компанией Великобритании в сфере производства продуктов питания и напитков. Кроме того, ей удалось привлечь множество участников в свою краудфандинговую программу Equity for Punks. Несмотря на её убеждённые «крафтовые» позиции, в 2021 году TSG Consumer Partners приобрела 22% акций пивоварни, что должно обеспечить ей дальнейший рост.

Флагманским продуктом компании и по совместительству международным бестселлером является Punk IPA, великолепный напиток с опьяняющими ароматами C-хмелей. Тем, кому больше по душе классический красный эль, советуем попробовать 5AM Saint.

Основные принципы крафт-производства

Чтобы защитить мелких предпринимателей и гарантировать качество, натуральность готовой продукции, в Америки были разработаны определенные требования к производственному процессу.

  • Выпуск ограниченными партиями. В год можно производить до 6 миллионов баррелей, то есть 703,8 млн литров. Этот принцип позволяет снизить убытки, если продукция не найдет своего ценителя и не будет полностью реализована.
  • Преобладание стандартных сортов. Более 50% выпускаемого ассортимента должно производиться по обычной рецептуре. Эксперименты с составляющими разрешены, но количество оригинальных сортов не должно превышать количество традиционных. Это правило работает на предпринимателя. Если не понравится новинка, то остальную, большую, часть (изготовленную по обычным рецептам) можно будет продать.
  • Независимость от стороннего капитала. Владельцу принадлежит не менее 75% предприятия. Таким образом, исключается вмешательство других лиц, которых может интересовать только прибыль. Коммерческая сторона не сможет преобладать над творческой.

В странах Европы к этим постулатам прибавили еще один: крафт всегда предназначен для продажи. Что готовится для собственного употребления, не имеет к нему никакого отношения.

Особенности хмельного эксклюзива

Никаких особых требований к пиву документально нигде не устанавливается. Но среди заинтересованных лиц сложился своеобразный кодекс, которому они стараются следовать.

Творческие инновации. Можно варить любой вид – лагеры, стауты, но разнообразить традиционные рецепты, добавляя необычные ингредиенты и используя невероятные комбинации. Появилось много разновидностей с добавлением трав, на березовых почках или кожуре арбуза. Любители выделяют гозе (кисло-соленые), горькие IPA, ароматные, густые, напоминающие фруктовый сок нью-ингланд-пэйл-эли.

Близость к потребителю. Жесткая конкуренция заставляет подстраиваться под господствующие предпочтения, разрабатывать для пивных гурманов новые сорта, не зацикливаться на обогащении, работать в свое удовольствие.

Индивидуальность. Многие специалисты сравнивают изготовление крафта с живописью, стихосложением. Это не просто промышленный процесс. Это творческое самовыражение, позволяющее избавить алкогольный рынок от существующих стандартов и безликости.

Основная черта мини-предприятий – разнообразие. Как только владелец начинает производить продукцию по одной рецептуре, он покидает ряды пивоваров-крафтовиков и превращается в стандартного производителя.

Чем отличается крафтовое пиво от обычного

Когда хочется разнообразия, чего-то необычного, гурманы обращаются к крафту. Существует разница между промышленными линейками, выпускаемыми сериями, и ремесленным процессом. Это сказывается и на готовом продукте.

Среди существенных отличий:

  • Творческий подход. Задача мастеров – удовлетворить запросы своей клиентуры, удивить ее, не допустить пресыщения.
  • Традиционность и новизна. В основе лежат не ГОСТы, а опыт, удачно соединенный с новаторскими идеями. В качестве добавок выступают корица, молоко, шоколад, цитрусовые, что позволяет получить продукцию, не имеющую аналогов.
  • Ограниченность в объемах. Эксклюзивную продукцию варят небольшими партиями. Производитель учитывает запросы, предпочтения своих потребителей, поэтому быстро может поменять ассортимент, чтобы соответствовать их потребностям.
  • Сроки хранения. Такой напиток хранится недолго, так как при варке не используются консерванты.
  • Стоимость. Цены на крафт выше. Это объясняется применением натурального дорогостоящего сырья. За бутылку 0,33 или 0,5 литров придется заплатить 165–300 рублей соответственно.
  • Сфера распространения. Самодельное пенное не встретишь в обычном магазине. Его можно найти в супермакете, но лучше купить в пивбаре или специализированных торговых точках.

Ремесленное направление составляет достойную альтернативу традиционному. Оно развивается быстрыми темпами – открываются крафтовые пабы, регистрируются ассоциации пивоваров.

Как сделать бонификатор своими руками

Бонификаторы состоят из веществ, находящихся в свободной продаже, поэтому их можно сделать самостоятельно из добавок, которые не меняют вкус и запах исходного напитка (из указанного списка на цвет влияет только карамель):

  • фруктоза (0.2-2 г/л) – смягчает вкус фруктовых дистиллятов;
  • глюкоза (0,5-3 г/л) – смягчает вкус водки, сахарного самогона и зерновых дистиллятов (добавлять минимальное количество);
  • сахар (до 10 г/л) – используется в виде карамельного красителя для выдержанных дистиллятов, в особенности виски и коньяка, сладости почти не дает, меняя только цвет напитка;
  • лимонная кислота (до 0,1 г/л) – подходит для подкисления некоторых фруктовых дистиллятов, у которых слишком сладкий вкус;
  • глицин (0,2-0,4 г/л) – скрывает горечь и жгучесть любого самогона;
  • глицерин (1 чайная ложка на 1 литр) – смягчает вкус сахарного самогона и водки;
  • экстракт плодов ольхи (1 мл/л) – скрывает запах и жгучесть спирта в сахарном самогоне, зерновых дистиллятах и водке. Для приготовления экстракта нужно 50 грамм плодов ольхи добавить в 200 мл кипятка, проварить на среднем огне 30 минут, затем профильтровать через марлю, удалив плоды. Полученную жидкость выпарить на водяной бане до 50 мл. Получится темная тягучая масса.

Внимание! Чтобы не испортить всю партию, проводите эксперименты на небольшом количестве напитка

Виды крафтового пива

Большинство частных предпринимателей варят эль. При его изготовлении применяется верховое брожение, поэтому создание занимает меньше времени. Выделяют несколько вариантов:

  • темный – плотный, с выраженными нотками солода и горчинкой;
  • светлый – популярен из-за хмельного вкуса и умеренной горечи;
  • портер – коричневый, иногда черный, тягучий, легко узнаваем по привкусу кофе или шоколада;
  • стаут – ярко проявляется жареный солод. Крепкий, плотный темный.
  • sour ale – из-за легкой текстуры считается летней разновидностью. В нем чувствуется ненавязчивая кислинка.

К подвидам относятся ламбики, при изготовлении которых используются дикие дрожжи. Ассортимент неоднороден. Есть гозе, представляющее смесь разных сортов. Название «фаро» означает, что в процессе изготовления был добавлен сахар. В качестве добавок могут выступать ягоды и фрукты.

Количество сортов сосчитать невозможно. Постоянно появляются новые, видоизменяются, приобретают дополнительные нюансы старые. Популярность завоевали пэйл эль (светлый, со смолистыми нотами), Российский императорский стаут (черный, с кофейно-шоколадными оттенками), барливайн (с заметной горчинкой), Империал (светлый и сладковатый).

Ремесленные лагеры и стауты – оригинальные напитки, способные удивлять. Сегодня появляется все больше ценителей, любящих отведать пенное с нетрадиционным вкусом, приготовленное по авторской рецептуре.

Как сделать в домашних условиях — рецепты

  1. В кастрюлю с 25 литрами горячей (80 градусов) воды опускают в холщовом мешке 5 килограммов молотого солода. Выдерживают до 1,5 часов, контролируя нагрев по термометру, в пределах 72 градусов.
  2. Снова прогревают жидкость до 80 градусов, выжидают 5 минут, затем вынимают мешок с солодом и промывают 7 литрами чистой воды. Смешивают обе жидкости и доводят до кипения.
  3. Добавляют 1/3 хмеля, варят полчаса и всыпают ещё такое же количество. Последнюю порцию добавляют ещё через час и варят на этот раз 15 минут.
  4. Кастрюлю с суслом переставляют в большую ёмкость с холодной водой для быстрого охлаждения, затем добавляют 25 граммов пивных дрожжей, подготовленных по инструкции на упаковке.
  5. Сусло переливают в ёмкость под гидрозатвор, оставляют в помещении при температуре не выше 22 градусов. По окончании брожения пиво сливают с осадка, добавляют по 8 граммов сахара на литр и разливают в бутылки.
  6. Закупорив, выдерживают в темноте до 3 недель, всё при той же температуре около 22 градусов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: