История с джиннами в дагестанском селе


Древнеассирийский каменный рельеф, изображающий джинна
Джинны

(араб. جن‎) — духи в арабской мифологии, позже ставшие частью учений ислама, в которых выступают как правило в роли нечисти (как черти и бесы в христианстве). В доисламскую эпоху джинны у арабов почитались как боги. Согласно вероучению ислама, джинны были созданы из чистого бездымного пламени, они не воспринимаемы ни одним из 5 основных чувств человека, живут параллельно с людьми, но появились раньше них и также восприимчивы к вере/неверию в Аллаха.

Согласно арабской мифологии существует четыре вида джиннов: ифрит, гуль, сила, марид (малик). Самыми могущественными и злыми из них являются ифриты — джинны, повелевающие огнём, считаются слугами шайтана, которые могут серьёзно навредить людям[1]. Гуль — существо из арабских мифов, обычно женского пола, обитающее в пустынях и на кладбищах и питающееся свежей мертвечиной. Мариды (Малики) — джинны воздуха или воды, рациональные и разумные создания, номинальные монархи всех джиннов. Сила — слабейшие из джиннов, неспособные менять облик и крайне уязвимые к древесине (один удар деревянной палкой мгновенно убивает их).

В западной культуре джинн прежде всего известен из сборника сказок Тысяча и одна ночь как волшебный дух со скрещенными руками, внешне похожий на человека, но заточённый в лампе и исполняющий три любых желания тому, кто потёр лампу и пробудил джинна.

В доисламской культуре

Согласно археологическим находкам, в северо-западной Аравии люди поклонялись джиннам как богам. В древней Пальмире люди поклонялись «джиннаям» — хорошим богам[2]. В частности тот факт, что раньше арабы-язычники поклонялись джиннам как богам, указывает сура из Корана:

Они установили родство между Ним [Аллахом] и джиннами, но джинны знают, что они будут собраны [для наказания]
Коран, 37:158

Мекканцы поклонялись джиннам, делая им жертвоприношения[3].

Джинны в исламе


Коран, сура: Джинны
Согласно вероучениям ислама, Аллах создал три вида разумных существ: Ангелов из света, людей из глины и джиннов из палящего пламени[4]. Слово происходит от арабского слова джанна

‘скрытый’. Таким образом, джинны невидимы для людей.

…Мы сотворили человека из сухой звонкой глины, полученной из видоизменённой грязи. А еще раньше Мы сотворили джиннов из палящего пламени
Коран, 15:26-27

Сподвижник Пророка Мухаммада Ибн ‘Аббас говорил: «Первыми (до появления рода человеческого) на Земле были поселены джинны. После того как в своей аморальности и вражде они перешли все возможные границы, Всевышний ниспослал к ним Иблиса (Сатану, который на тот момент ещё не был проклят и, являясь ученейшим и набожным джинном, был вхож в окружение ангелов) и некоторое количество ангелов, которые силой остановили бесчестие и войны. Затем был сотворен Адам (и Ева)»[5].

Как гласит вероучение ислама, джинны, как и люди, имеют выбор быть праведными или пойти по пути тьмы.

…Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне
Коран, 51:56

Таким образом, среди джиннов есть праведные (мусульмане) и отступники, которые служат Сатане, известные, как шайтаны. Многие джинны приняли ислам, когда услышали чтение Корана пророка Мухаммеда:

…Скажи: «Мне было открыто, что несколько джиннов послушали чтение Корана и сказали: „Воистину, мы слышали удивительный Коран. Он наставляет на прямой путь, и мы уверовали в него и не будем приобщать сотоварищей к нашему Господу“».
Коран, 72:1-2


Изображение джиннов из арабского манускрипта 14 века
Мусульмане верят, что многих людей ко лжи и многобожеству склонил Иблис (аналог Люцифера или Сатаны в христианстве), джинн, который удостоен высших привилегий и лично был избран Аллахом жить в небесах вместе с ангелами, однако, опьянённый своей властью, ослушался приказа Бога и был изгнан из небес.

Разве Я не завещал вам, сыны Адама, не поклоняться дьяволу, который является вашим явным врагом, и поклоняться Мне? Это — прямой путь. Он уже ввёл в заблуждение многих из вас. Неужели вы не разумеете?
Коран, 36:60-62

Джинны во многом схожи с людьми, они нуждаются в пище, женятся, имеют детей и умирают, Бог посылал им тоже пророков[6][7]. Хотя продолжительность жизни джинна гораздо больше, чем человека. Как и люди, джинны предстанут перед великим судом и праведные среди них попадут в рай[8].


Изображение джиннов из рукописей Али: Дворец Голестан

По мнениям салафизма, Джинны способны представать перед человеком в облике человека, животного или растения. Также джинны способны овладевать разумом и телом живых существ, иногда они делают это с целью нанесения вреда, или если влюбляются в человека. Для того, чтобы обезопасить себя от нежеланного контакта с джинном, мусульманин должен чаще читать Коран дома. Если джинн всё-таки вселился в человека, его можно изгнать только именем Аллаха. Злые джинны или шайтаны склоняют человека к порокам, и идолопоклонству. Чтобы джинн не смог проникнуть в дом, перед входом мусульманин говорит «БисмиЛляh».

Социальная организация джиннов во многом роднит их с человеком. У них есть своя семья, дети, цари, суды, свадьбы и прочие ритуалы[9]. Некоторые хадисы делят джиннов на 3 вида: те, кто умеют летать, похожих на змей, собак и тех, что непрерывно путешествуют[10]. Абдуллах ибн Масуд, сопровождающий пророка Мухаммеда, отмечал, что когда джинны прибыли слушать чтение Корана пророка, он видел их лично и охарактеризовал, как существ, похожих на различные живые формы от гадов и змей, до высоких людей в белых одеждах[11]. Джинны могут принимать облик драконов, диких ослов и ряда других животных[12]. Иногда джинн принимает облик человека, чтобы ввести в заблуждение людей[13]. Некоторые хадисы также утверждают, что джинны могут жить на костях, воссоздав плоть, и питаться навозом[14].

Ибн Таймия определял всех джиннов, как невежественных, неправедных и склонных к предательству[15], таким образом придерживаясь радикальных вероучений салафизма, а также утверждал, что джинны воплощают магию, которую призывают неправедные маги, сотрудничая с ними, обеспечивают «скрытой истиной» гадалок и имитируют голоса умерших людей во время сеансов[15].

В 33 аяте Суре Ар-Рахман Бог упоминает, что джинны способны попадать за границу вселенной, однако только по божьей воле. Если же джинн по своей воле захочет войти за пределы неба и подслушать божественные указы ангелов, то если окажется замеченным, по воле Бога он будет сожжен небесной звездой.

Когда и как были созданы джинны?

Они были сотворены Всевышним ещё до появления человека. Первым стал Иблис, который изначально был покорным рабом Всевышнего. За свои заслуги он был возвышен Господом до уровня ангелов, но затем отказался поклониться Пророку Адаму (а.с.), ослушавшись тем самым Аллаха, и был проклят.

В хадисе Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.) сказано: «Первыми обитателями земли стали джинны. Однако, они начали враждовать и перешли границы дозволенного. И тогда Аллах направил к ним Иблиса и ангелов, остановивших кровопролитие».

Однако если первого человека Господь сотворил из земли, то джиннов – из огня. На это указывает достоверный хадис, приводимый Муслимом и Ахмадом: «Ангелы сотворены из света, а джинны – из пламени «марудж» (ослепительного огня, которое не выделяет дым – прим.
Islam.Global)

Джинны Сулеймана

Как утверждает Коран, Сулейман (Соломон в христианстве), один из самых великих правителей израильского царства, получил силу от Бога, способную повелевать самыми могущественными джиннами. В христианстве они более известны, как Демоны Гоетии, с помощью джиннов, Соломон велел им исполнять разные обязанности в зависимости от их способностей и наказывал за неповиновение.

[Мы подчинили] Сулейману [Соломону] ветер, который утром пролетал месячный путь и после полудня пролетал месячный путь. Мы заставили для него течь источник меди. Среди джиннов были такие, которые работали перед ним с дозволения его Господа. А того из них, кто уклонился от Нашего повеления, Мы заставили вкусить мучения в Пламени.
Коран, 34:12

Сулейман заставлял работать джиннов усердно, много и наказывал за неповиновение. Сулейман после смерти остался сидеть, оперевшись на свой посох, и джинны думали, что он продолжает наблюдать за ними:

Когда же Мы предписали ему умереть, они узнали об этом лишь благодаря земляному червю, который источил его посох. Когда же он упал, джинны уяснили, что если бы они знали сокровенное, то не оставались бы в унизительных мучениях.
Коран, 34:14

Образ и биография джинна

В первоисточнике, арабской мифологии, выделяют 4 вида духов: гуль, марид, сила и ифрит. Гуль — женщина-джинн, которая питается мертвечиной, поэтому чаще проводит время на кладбище.

Сила — слабые существа, не умеют менять внешний облик. Также живо поверье, что удар деревянной палкой сразу уничтожает это создание.

Джинн.
Опубликовано Журнал «Улицы Москвы» Среда, 6 февраля 2021 г.

Марид — наиболее разумные в группе, поэтому считаются монархами — справедливыми и рациональными. Ифриты — самые могущественные, а потому опасные. Если в сказках речь идет о злых духах, жаждущих навредить человеку, скорее всего подразумеваются ифриты.

В мусульманстве эти существа похожи на людей: ощущают потребности в пище, заключают браки, рождают потомство и вовсе не бессмертны. Конечно, продолжительность жизни персонажа много больше, но закончиться она может внезапно. Удивительно, но если мистический герой выберет праведный путь, он вправе претендовать на Рай после смерти.

Создание способно появиться в облике чего угодно: человека, собаки, дерева. Стремление к физическому воплощению вызывается как желанием нанести вред, так и приступом сильных эмоций. Например, джинн может влюбиться в женщину и проникнуть в тело мужчины, чтобы добиться ее.

Злых духов, которые пытаются завладеть телом и душой праведника, называют шайтанами. Они дают обещание исполнять желания человека, склоняют к колдовству и другим грехам, в итоге забирая у него самое ценное.

Сказки любят и читают люди во всем мире. Мы привыкли считать, что сказки — это истории для детей. На самом же деле…
Опубликовано Aiya Şimşeker Четверг, 10 января 2021 г.

Каждый мусульманин должен чаще читать Коран, чтобы злая сущность не подступилась к нему. Изгнание уже проникшего в тело вредителя проводится специальным ритуалом с использованием имени Аллаха. Но лечение становится опасным, поскольку дух неохотно покидает завоеванную душу.

Социальная организация мифологических персонажей напоминает устройство жизни человека. Они заводят семьи, выбирают царей, придерживаются установленных правил.

Джинны в фольклоре

Джинн из сказки о рыбаке: Тысяча и одна ночь
Джинны встречаются практически во всех фольклорах мусульманских стран, которые берут своё фактическое начало в эру Аббасидского халифата, где появилось современное понятие джинн

, а женщина —
джинири
. Существовали в то время и легенды о джинири, например, о Джейхал Джинири. Несмотря на то, что исламские богословы придавали мало значения джиннам, мусульманская художественная литература изобилует рассказами о джиннах, о любовных историях, сокровищах, которые они хранят и множественных попытках искусить правоверных аскетов. Джинны были популярнейшими персонажами в арабском и мусульманском средневековом фольклоре и зачастую выступали в роли злодеев, в своей роли были схожими с бесами и чертями в европейском фольклоре.

Джинны являются действующими лицами в сказках «Тысячи и одной ночи» и др. Чаще джинны выступают виновниками всяких бедствий: болезней, внезапной смерти, или, наоборот, помогают людям. Женщины-джинны заманивают мужчин.

Один из главных аспектов мусульманского мистицизма — попытки подчинить себе джиннов и использовать их способность творить чудеса. По сей день широкой популярностью пользуются книги-руководства по покорению джиннов.

Палестинцы верят, что джинны могут принимать абсолютно любую форму (не)одушевленных объектов, могут принимать облик стариков и нищенок. Палестинские женщины не открывают сосуды с маслом, веря, что после заката солнца они принадлежат джиннам, а если всё-таки была необходимость открыть сосуд, то нашептать заклинания с именем божьим. Палестинцы и арабы также верят, что джинны появляются на улицах ночью и поэтому ночью люди стараются не садиться на ступени, а проходя по лестнице, шепчут имя Бога. Если ребёнок нечаянно падал на ступеньки, то это место кропили водой и солью. Также ради защиты детей от порчи джинна, их не стоило наказывать накануне пятницы и подпускать к зеркалу после заката. Среди арабов не принято прыгать через костёр, так как считается, что этим они вызывают гнев у джиннов, которые могут наслать порчу в виде бешенства и падучей. Перед тем, как потушить огонь, арабы (в частности, палестинцы) говорят: Ба’д ас-самах, йа сакени-н-нар!

(«Позвольте-ка, жители пламени!»). Ночью также не следовало свистеть, мести пол или играть на свирели, дабы не злить джиннов. Среди палестинцев бытует миф (не связанный с исламской доктриной) о создании джиннов, согласно которому прародительница Ева рожала по 40 детей за раз, и выкидывала 20 самых некрасивых из них, Бог сжалился над ними и превратил в джиннов[16].

В азербайджанских сказаниях джинны любят верховую езду: они тайком садятся на лошадей и скачут до тех пор, пока те не придут в изнеможение. Хозяева лошадей, чтобы поймать джинна и наказать его, мажут спины лошадей смолой и пускают их в поле. Когда джинн садится на лошадь, то прилипает к её спине и не может освободиться. Страшным наказанием для джинна считается, если воткнуть в его тело иголку, которую сам джинн почему-то не может вынуть. Джинн делается покорным рабом того, кто воткнёт в его тело иголку. Чтобы избавиться от рабства, джинн тайком от своего хозяина просит какого-нибудь ребёнка вынуть из тела иголку, обещая дать за это яблоко; но как только иголка вынута, джинн моментально исчезает[17].

Во время геноцида в Руанде, хуту и тутси избегали мусульманских районов, так как верили, что мусульмане и их мечети были под покровительством джиннов. В Чьянгугу не уничтожали мечети, так как верили, что они под защитой джиннов и боялись их гнева[18].

Джинн широко известен в западной культуре, из сказки об Аладдине из сборника «Тысячи и одной ночи» как волшебный и могущественный дух в большом тюрбане, заточённый в сосуд и обязанный исполнить 3 желания того, кто потёр сосуд и высвободил джинна.

В римской мифологии аналогом джиннов выступали гении

или
даймоны
др.-греч. δαίμων (демоны) в древнегреческой культуре.

Джинны имеют много общего с демонами, бесами в христианской культуре или шеддимами в иудаизме, основным отличием служит то, что джинны в исламе, как и люди, имеют выбор быть праведными или слугами Сатаны, а христианство причисляет абсолютно всех демонов ко злу, также, если в христианской доктрине, все демоны — падшие ангелы, то джинны были изначально сотворены Богом, какие они есть, не имея ничего общего с ангелами.

Проникновение джиннов в мир людей

Мусульманские алимы солидарны во мнении, что джинны могут проникать в человеческий мир. Они могут вредить людям различными способами. Так, аль-Хаким приводит интересное высказывание Посланника Аллаха (с.г.в.): «Чума – это укол от враждебных джиннов».

Джинны могут не только принести неприятности человеку, но и вселиться в его тело. Причём такое происходит либо по собственной воле джинна, либо по велению колдуна. Порою люди обращаются к услугам чёрной магии с целью нанести вред другим, наводят порчу. Именно для таких целей используются джинны.

Находясь в теле человека, джинн, прежде всего, воздействует на психику. У «жертвы» случается помешательство, невроз, неадекватное поведение, бессонница, постоянные переживания, печаль и так далее. Также, если в человека поселился джинн, он может слышать посторонние голоса, его могут посещать мысли о суициде, сниться кошмары на протяжении долгого времени. И, как правило, в подобных ситуациях психологи и психиатры бессильны.

Джинны в искусстве

Список примеров в этой статье или её разделе не основывается на авторитетных источниках непосредственно о предмете статьи или её раздела.

Добавьте ссылки на источники, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, содержащие данные элементы списка как примеры. В противном случае раздел может быть удалён. Эта отметка установлена 28 мая 2021 года

.

Литература

  • В сказке Редьярда Киплинга «Отчего у Верблюда горб» (1898) фигурирует Джинн, Владыка Всех Пустынь. Собственно говоря, он и наколдовал Верблюду горб.
  • В книге братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» ифриты являются частью инвентаря института чародейства и волшебства, и не раз упоминаются по ходу книги:
Вход в приемную Модеста Матвеевича был заложен крест-накрест двутавровыми железными балками, а по сторонам, сабли наголо, стояли два здоровенных ифрита в тюрбанах и в полном боевом снаряжении. Нос каждого, красный и распухший от насморка, был прободен массивным золотым кольцом с жестяным инвентарным номерком. Вокруг пахло серой, паленой шерстью и стрептоцидовой мазью. Я задержался на некоторое время, рассматривая их, потому что ифриты в наших широтах существа редкие. Но тот, что стоял справа, небритый и с черной повязкой на глазу, стал есть меня глазом. О нем ходила дурная слава, будто он бывший людоед, и я поспешно пошел дальше. Мне было слышно, как он с хлюпаньем тянет носом и причмокивает за моей спиной.
  • В романе Сергея Лукьяненко «Непоседа»:
— Джинны — очень, очень вредные и хитрые существа! — с чувством сказал дракон.
  • В повести Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч».
  • В фэнтезийных книгах Джонатана Страуда — Амулет Самарканда
    ,
    Глаз Голема
    ,
    Врата Птолемея
    ,
    Кольцо Соломона
    .
  • В метавселенной Александра Рудазова часто встречаются. Описаны как жители мира Каф, соседствующего с Землей и Джайной.

Книги

  • Ф. Энсти «Медный кувшин»
  • Наталья Солнцева «Копи царицы Савской», «Танец семи вуалей», «Полуденный демон»
  • Лазарь Лагин «Старик Хоттабыч»
  • Джонатан Страуд «Трилогия Бартимеуса»
  • Аркадий и Борис Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»
  • Ф. Б. Керр «Дети лампы»
  • Дмитрий Емец «Таня Гроттер»
  • Грэм Мастертон «Джинн»
  • Нивен Ларри «Загадай желание»
  • Галина Чёрная «Джинния» и «Джинния против!»
  • Кир Булычёв «Алиса и гость в кувшине»
  • Ксения Медведевич «Ястреб халифа»
  • Анджей Сапковский «Последнее желание»

Аниме и манга

  • Котокава Ая «Lample»
  • Отака Синобу «Magi»
  • Tatsunoko Productions «Hakushon Daimaou»
  • Tatsunoko Production «Time Travel Tondekeman»
  • «Маги: лабиринт волшебства» — Кодзи Масунари

Кинематограф

Джинны — популярнейшие сказочные персонажи в мировом кинематографе. Часто изображаются как волшебные существа, заключенные в лампу или бутылку. В книге Софьи Прокофьевой «Ученик волшебника» джинн даже отдал предпочтение вместо протёртого им «локтями и коленками… до дыр ветхого от древности медного кувшина» голубому термосу современного волшебника. Джинн подчиняется воле того, кто вызволил его из заточения, и исполняет его желания. Классическим воплощением джинна стал британский фильм «Багдадский вор» (1940 год). Джинн выступает в нём как исполинское существо человеческого облика, подчиняющееся воле мальчика, вызвавшего его из лампы.

В советском фильме «Волшебная лампа Аладдина» (1966) джинн предстает в своем каноническом облике: существо из огня.

Джинны не всегда являются добрыми духами, исполняющими желания именно так, как этого желают. Тому подтверждение фильм режиссёра Роберта Картцмана «Исполнитель желаний» 1997 года и фильм Джека Шолдера «Исполнитель желаний 2» 1999 года. Отталкиваясь от этой идеи, он создал злого джинна, который собирает души, чтобы освободить своих собратьев из другого мира и вместе с ними править землей. Джинн готов выполнить любое желание, но нужно быть предельно внимательным к мелочам, чтобы он не извратил его.

Фильмы

  • Багдадский вор (Великобритания, 1940 год)
  • Старик Хоттабыч (СССР, 1956)
  • Волшебная лампа Аладдина (СССР, 1966 год)
  • Седьмой джин (СССР, 1976)
  • Я мечтаю о Джинни — 15 лет спустя (США, 1985)
  • Новые сказки Шахерезады (СССР, 1987)
  • Я всё ещё мечтаю о Джинни (США, 1991)
  • Джинн без бутылки (США, 1992)
  • Чудо-пляж (США, 1992)
  • Казаам (США, 1996)
  • Исполнитель желаний (США, 1997 год)
  • Исполнитель желаний 2 (США, 1999 г.)
  • Арабские ночи (США, 2000 год)
  • Не целуйтесь с джинном из бутылки (Германия, 2003)
  • Зови меня Джинн (Россия, 2005)
  • Хоттабыч (Россия, 2006)
  • Святилище красных песков / Red Sands (США, 2009)
  • Битва титанов (США, 2010)
  • Джинны (Франция, 2010)
  • Сверхъестественное (США, 2005)
  • Джинн (США, 2014)

Телесериалы

  • Секретные материалы (сезон 7, эпизод 21)
  • Сверхъестественное (2 сезон, эпизод 20, 6 сезон, эпизод 1 и 8 сезон, эпизод 20)
  • Чудеса науки (1994-98)
  • Зачарованные (2 сезон, эпизод 22 и 6 сезон, эпизод 15)
  • Я мечтаю о Джинни (1965—1970)
  • Джинн дома (2006—2009)
  • Однажды в стране чудес
  • Однажды в сказке
  • Американские боги (1 сезон, эпизод 3)

Мультфильмы

  • Ученик Волшебника (СССР, творческое объединение «Экран», 1984 год, по одноимённой книге С. Прокофьевой)
  • Аладдин (США, 1992),
  • Возвращение Джафара (США, 1994)
  • Али-баба и сорок разбойников (Япония),
  • Утиные истории: заветная лампа (США, 1990)
  • Утиные истории (серия «Джинн двух господ»)
  • Чип и Дейл спешат на помощь (серия «Волшебная лампа»)

Компьютерные игры

  • Heroes of Might and Magic II,
  • Heroes of Might and Magic III,
  • Heroes of Might and Magic IV
  • Heroes of Might and Magic V
  • Might & Magic: Clash of Heroes
  • Prince of Persia (игра, 2008)
  • Shantae
  • Shantae: Risky’s Revenge
  • Shantae and the Pirate’s Curse
  • Shantae: Half-Genie Hero
  • The Sims
  • The Sims 2 FreeTime «The Sims 2: Увлечения»
  • The Sims 3 Showtime «The Sims 3: Шоу-Бизнес»
  • The Sims 3 Supernatural «The Sims 3: Сверхъестественное»
  • Sonic and the Secret Rings
  • The Witcher 3: Wild Hunt
  • Perfect World
  • Rappelz
  • Skylanders: Giants
  • World of Warcraft: Cataclysm

История с джиннами в дагестанском селе


Дагестанская рукопись 1666 г. о мирах джиннов и людей
Впервые с текстом указанного сочинения мы ознакомились по одному единственно известному к началу исследования списку, хранящемуся в фонде имени М.-С. Саидова Института ИАЭ (список Б) [1, с. 173-174]. В ходе дальнейших изысканий нам удалось выявить еще 3 списка, однако доступными для исследования оказались только 2 из них. К сожалению, один список произведения (услов. список В), хранящийся в личной коллекции известного ученого-просветителя Али Каяева (1878–1943), по ряду причин, хотя бы в цифровой копии, оказался нам недоступен. Нам удалось лишь поверхностно ознакомиться с рукописью, текст которой был переписан Али Каяевым в начале ХХ в. «с рукописи, принадлежавшей известному ученому ХVIII в. Абу-Бакару из сел. Аймаки» (1711–1791) [2, с. 390].

Позднее нам удалось обнаружить наиболее ранний список сочинения (список А), который, на наш взгляд, является автографом, поскольку имеется свидетельство о написании этого сочинения самим автором без указания об его переписке кем-либо. Этот список был обнаружен в сборной рукописи предположительно ХVII в., в личной библиотеке жителя Чародинского района Рахманил Исмаила (1908–2001). Именно данный список использовался при переводе текста. Помимо указанного сочинения про джиннов, рукопись состоит еще из трех арабоязычных сочинений различных жанров. В отличие от предыдущих двух списков, здесь текст начинается с названия сочинения «Это сочинение (повествование) о джиннах» (Хазихи рисала ал-джинн). В конце произведения имеется информативный колофон, в котором указан автор рассказа – Мухаммад б. ‘Умар ал-Дагистани, ал-‘Ири.

Другая копия (список Г) хранится в библиотеке покойного ныне жителя сел. Ириб Чародинского района Мухамадмирзал Ахмада (ум. 1995 г.), который на протяжении многих лет исполнял обязанности сельского имама (дибир). Последняя копия, видимо, переписана с списка А, поскольку Мухамадмирзал Ахмад и Рахманил Исмаил были близкими друзьями и коллегами, из чего логично предположить, что первый переписал данное сочинение с рукописи, хранившейся у своего друга. После колофона автора сочинения следует приписка, согласно которой «Мирзал Ахмад ал-‘Ири» переписал данное сочинение в месяце рамазан 1397 г/х (нач. 15.08.1977 г.).

Сличение текстов имеющихся списков каких-либо существенных разночтений или различий не выявило, за исключением вышеназванных, которые касались названия сочинения и колофона. Список Б отличается от списка А и Г только лишь названием и отсутствием колофона в списке Б. В последнем название определено содержанием сочинения: «Это рассказ об удивительном случае, который однажды произошел с джиннами в дагестанском селении Ириб в 1076 году (1665/66 гг.)».

Как мы уже указывали выше, автором сочинения является «Мухаммад б. ‘Умар ал-Дагистани, ал-‘Ири», т. е. житель сел. Ириб Чародинского района РД, в котором и происходили описываемые в нем события. Сам факт существования упомянутых в нем личностей и, прежде всего, Талхат-кади ал-Ири (ум. 1695), а также датировка указанных событий сомнения не вызывают, поскольку об этом говорят и другие заслуживающие доверия источники [3. с. 56–65]. Однако возникает необходимость более тщательного анализа той части сочинения, которая касается общения с джиннами. В данном случае стоит учесть цитату из предпоследнего, предваряющего колофон, абзаца сочинения, вносящую ясность в этот вопрос. Согласно нему, часть повествования о джиннах целиком основана на рассказах лиц, «преследуемых» ими.

В суфийских биографических сочинениях дагестанских шейхов есть, конечно, сообщения о караматах (чудесных деяниях) святых [4, с. 218–232], однако среди дагестанских арабоязычных сочинений мы не находим рассказов о джиннах и т. п. Это обстоятельство позволяет нам говорить об уникальности этого источника.

Начало рукописи

Перевод сочинения:

«Во имя Аллаха Всемилостивого ко всем на этом свете и к правоверным на том. Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха Единого и Прощающего, и что наш господин и пророк Мухаммад является Его посланником и избранником, да благословит Аллах его и приветствует, а также род его и сподвижников на все времена, пока ночь и день сменяют друг друга. Далее.

Это рассказ об удивительном случае, который однажды произошел с джиннами в дагестанском селении ‘Ириб в 1076 году (1665/66 г.). Так джинны время от времени повадились запугивать одного ученика (мута’аллим), а иногда они даже валили его на землю и наносили побои, наводя тем самым на него ужас. В том же селении жил один ученый, обладавший глубокими познаниями во всех областях науки. Узнав об этом, ученый сказал тому ученику: «В следующий раз, когда они заявятся к тебе, дай мне знать об этом». И вот когда в следующий раз джинны явились к нему, он отправил человека к тому ученому, чтобы сообщить ему об этом. Ученый явился к ним и начал с вопроса: «Вы из числа верующих джиннов или неверных?» Они ответили: «Мы верующие».

– Тогда ответьте мне, кто ваш пророк?

– Мухаммад.

– Кто являлся ему отцом?

– Аллах (пречист Всевышний от всех этих наговоров).

– А мать?

– Марьям, ангелы – братья наши, а гурии (хур ал-‘айн) – наши сестры.

– Да вы, проклятые, оказывается, из низменной общины христиан, именуемой «сабиун». Почему вы не оставляете в покое этого ученика?

– Дочь нашего короля полюбила его. Раньше она была красавицей, теперь же пожелтела и зачахла из-за своей страсти к нему. Мы не оставим его, пока он не женится на ней.

– Этот парень является учеником и он единственный сын в семье, оставьте его в покое.

И сказал [ученый] им в назидание много слов.

Джинны стали приближаться к нему. Тогда ученый брызнул в их сторону водой, читая при этом Коран. Те отбежали в сторону и встали поодаль. Тогда ученый вновь обратился к джиннам со словами: «О, проклятые, мы не страшимся вас, и вы не волнуете нас, ведь вы неверные и мы в состоянии сжечь вас».

Джинны ответили: «Делай что хочешь. Разве ты не помнишь, что мы сделали с твоей женой когда-то. И если ты утверждаешь, что владеешь такой силой, почему же ты не воспрепятствовал нам?»

«Вы проклятые, чем же ей смогли навредить?» – спросил ученый.

– Мы бы сделали с ней то-то и то-то. Не будь той обернутой вещи, висящей на ее шее, мы поступили бы с ней так-то и так-то. Тогда заговорил один человек по имени ‘Али сын Басри: «Эта нечисть всегда лжет в своих разговорах!» Джинны обратились к нему: «О тот, кто темнее нас, разве ты не помнишь то, что мы сделали с твоим сыном? И не будь той обернутой вещи, висящей на его шее, мы поступили бы с ним так-то и так-то».

Тогда люди обратились к сыну того человека с расспросами. Сын его начал рассказывать: «Однажды, давно, я ходил на мельницу, чтобы промолоть пшеницу. Дойдя до мельницы, я поначалу пошел посмотреть на водосток. Вернувшись обратно, увидел, что мешок мой кем-то опрокинут на землю около входа. Волосы на моей голове встали дыбом, и я бросился бежать. Дойдя до середины сельских пашен, столкнулся с огромной пятнистой змеей. Я еще больше испугался и помчался дальше, при этом мой рот наполнился пеной. После это случая я сильно заболел». Затем джинны снова обратились к ученому: «Ответь на наши вопросы, если ты так силен».

«Задавайте», – сказал он.

Тогда они спросили: «Оба родителя вашего пророка были мусульманами или неверными?»

Он ответил: «Они были верующими».

Джинны: «Нет! Вот когда снизойдет с небес на землю наш пророк ‘Иса, он отправится к их могилам и прикажет им принять ислам. Вот тогда они и станут мусульманами».

Ученый: «Это слабая версия, а наиболее достоверным считается, что они были еще раньше воскрешены, после чего добровольно приняли ислам и заново умерли».

Джинны начали смеяться над его ответом: «Ты красноречивый ученый, а мы всего-навсего простые джинны. Мы приведем против тебя ученого, подобного тебе, чтобы он вступил в диспут с тобой, и узнаем, как ты себя будешь чувствовать».

Ученый: «Приведите [кого пожелаете]».

В тот день джинны ушли, а на следующий день явились вместе со своим ученым. И заговорил ученый джиннов: «Дайте мне вашего красноречивого Талхата (имя того ученого). Все перешли в пятничную (главную) мечеть, где на одной половине устроились ученый людей (инс) со своими учениками, а с другой стороны – ученый джинн со своим народом.

Как только ученый зашел в мечеть, он начал совершать приветственную молитву (тахиййа) рядом с минбаром. Увидев его, ученый джиннов поднялся и продолжал стоять, пока ученый не завершил свою молитву. После этого ученый джиннов первым поприветствовал ученого и спросил у него: «Как у тебя дела? Мы узнали, что у тебя есть сын, да сделает его Всевышний ученым! Аминь». Ученый в ответ поприветствовал его и, в свою очередь, также осведомился о состоянии ученого и остальных мусульман-джиннов. После чего ученый джиннов спросил: «Ты ученый человек и кадий этого села. Почему бы тебе не оставить в покое джиннов и не перестать наносить им вред, сжигая, калеча и причиняя им боль? Разве не грешное это дело – причинять вред творению Аллаха?» Тогда ученый, прежде чем ответить ученому джиннов, начал с расспросов об его имени, его городе, о религии, которою он исповедует, о его пророке, о матери его пророка и месте, где родился и где похоронен, а также о мазхабе того ученого.

Ученый джиннов ответил ему: «Мое имя Хасан. Родился я в Шаме (Сирия). На три года поселился в селении Ругжаб (сел. Ругуджа Гунибского района) и сейчас хочу вернуться обратно на родину в Шам. Моя религия – ислам, мой пророк – Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Его отцом является ‘Абдуллах, а матерью – Аминат. Родился он в Мекке и похоронен в Медине. Я придерживаюсь мазхаба имама аш-Шафи’и».

Ученый вновь спросил его: «До нас дошло, что имам ан-Навави никогда не прикасался к фруктам, выросшим в Дамаске, и не пил из его источников. По какой причине он так поступал?»

Ученый джиннов, помолчав некоторое время, ответил: «Я не жил в его эпоху, однако также встречал в наших книгах то, о чем ты поведал мне, но я не знаю этому причину».

Затем ученый, убедившись в праведности и искренности веры ученого джиннов и его знаниях и поняв его, ответил: «Мы сжигаем джиннов и наносим им вред лишь после того, как они сами совершили зло с нашими людьми. Они (джинны) не оставляют в покое одного ученика, который является единственным ребенком в семье и очень дорог своим родителям. Вчера они говорили мне, якобы дочь вашего короля одержима этим учеником и что они не оставят его в покое, пока тот не женится на ней». Также ученый поведал обо всем, что произошло между ним и джиннами в первый день.

Выслушав его, ученый джиннов пришел в ярость и сказал: «Я не знал всего этого. Они (джинны) пришли ко мне, взывая о помощи, говоря, что один ученый из людей причиняет им вред, сжигая их и не давая покоя. Они попросили меня пойти с ними и разузнать, в чем дело. И если бы я знал, как все обстоит на самом деле, ни за что не пришел бы сюда. А что касается утверждения джиннов, якобы влюбившаяся девушка приходится дочерью королю, то это ложь и клевета. На самом деле это дочь визиря, чье имя ‘Умарджан».

Тогда ученый воскликнул: «Хвала Аллаху, позволившему нам узнать друг о друге, ведь мы с тобой одной веры. Ты ученый джиннов и обязан призывать их к совершению благих деяний и предостерегать от совершения всего дурного. Потому прикажи им (джиннам) оставить этого мальчика, который так дорог его родителям, в покое и не трогать его с этих пор».

На это ученый джиннов ответил: «У нас есть король, которого зовут ‘Аликилич, и мы не имеем права совершать что-либо без его воли. И если бы я не был из числа ученых, то я не смог бы прийти сюда и предстать перед человеческим родом. И выполнить твою просьбу также может только он».

Тогда ученый спросил: «Кто же может его привести?». На это ученый джиннов ответил: «Он может прийти, только если я пойду к нему лично, так как правитель наш не выходит без серьезных на то оснований». «В таком случае ты должен непременно пойти к нему», – сказал ученый, с чем согласился ученый джиннов и ушел тотчас. Однако [он] вернулся через некоторое время и начал извиняться со словами: «Один из джиннов по имени ибн Канан увел моего коня». На это ученый жестко ответил: «Ты брось такие оправдания, раз ты из этого народа, и не уподобляйся толпе, что приходила вчера. Раз ты являешься ученым среди них, то должен суметь отобрать своего коня. Пойди и забери его обратно».

Джинн ушел, чтобы прийти с королем. Прошло некоторое время. Ученый джиннов опять появился в окошке мечети и обратился к тем, кто находился там, со словами: «Эй вы – ученый из людей и собравшийся здесь джама’ат! Сейчас к вам явится король. Встаньте, когда он зайдет сюда, и окажите ему соответствующий почет, сняв с голов ваших папахи, как это принято в Дагестане». Люди так и поступили, оказав почтение королю джиннов, и поприветствовали его, как принято. Тот, в свою очередь, зайдя в мечеть, сел, опустив свой взгляд на землю, и по нему видно было, что он явно рассержен. При этом он проговорил: «Сегодня последний день почтенного месяца ша’бан, и меня заставили выйти в то время, когда я обычно никуда не выхожу». Тогда ученый людей сказал: «О, король! Ты нужен нам, а исполненные нужды мусульман угоднее Аллаху, нежели желательное поклонение (нафила) с личностной выгодой. И наша просьба к тебе заключается в следующем. Случилось так, что группа джиннов не оставляет в покое одного ученика, говоря: «Мы не перестанем его тревожить до тех пор, пока этот парень не возьмет замуж дочь нашего короля, которая без памяти влюблена в него». А когда мы спросили на этот счет ученого, то он говорит, что слова этих джиннов – ложь и что эта девушка – дочь визиря, которого зовут ‘Умарджан. Мы просим тебя оградить того ученика, который является единственным ребенком родителей и очень дорог им, от зла тех вредоносных джиннов. Ведь ты правитель, и должно быть справедливым, чтоб ты запрещал чинить несправедливости среди народа».

Тогда король повернулся в сторону того визиря и, плюнув ему в лицо, обратился к нему с гневными словами: «Разве ты здесь король, чтобы утверждать, якобы дочь короля влюбилась в кого-то?». После этих слов короля визирь тот был схвачен и избит, а затем его заточили среди колючек. Потом король заново обратился к тому ученому с вопросом: «Мы можем его убить». Однако ученый ответил: «Не стоит этого делать. Убивать мусульманина запрещено».

После этого король сместил того визиря с должности и на его место назначил другого человека по имени ‘Али-Султан, а дочь его отправил к сыну Шимтита, находящемуся среди неверного народа, именуемого Туш (грузинский регион Тушети). Также король обещал не причинять более вреда тому ученику. Тогда ученый попросил у него: «Собери весь свой народ и объяви им о своем решении и договоре, который ты заключил с нами, и о том наказании, которое постигнет того, кто нарушит его». На это король ответил: «В доме этого ученика находится правитель здешних джиннов, которого зовут Малучи. Позовите его по имени и не оставляйте ученика одного дома, иначе неверные джинны, живущие в этом селении, могут ему навредить. Отправьте двоих мужчин – хозяина дома и еще одного молодого человека по имени Халид – для охраны дома. И пусть они позовут Малучи и сообщат ему, что король хочет его видеть. Малучи явился и воскликнул: «Джама’ат, что вы творите с жильцами моего дома?» Тогда ученый людей обратился к нему с вопросом: «Почему ты не оберегаешь жильцов своего дома? Разве ты не обязан это делать?» На что Малучи ответил: «Трое из нас охраняли его. Однако, однажды его мать вылила воду от омовения во двор, и брызги от нее достигли женщины из них (т. е. джиннов), которая только недавно родила, и она сильно заболела. Муж той женщины, рассердившись на мать того парня, перестал его охранять, а вместе с ним так поступили и оба его товарища. В тот же день этим парнем овладел один джинн, совершивший паломничество к двум святыням (хаджий), однако отступивший от веры (муртадд) и сбежавший к неверным (куффар) испугались кары и расправы.

Затем король джиннов и Малучи вместе со своим племенем обещали охранять того ученика от зла (джиннов), при условии, что ученый людей не будет писать обереги (хирз) против джиннов в таких случаях, на что тот согласился и дал слово. После этого, когда джинны уже собрались уходить, ученый снова обратился к ним со словами: «Мы хотим приготовить вам угощение. Чего бы вы желали?». Король ответил: «Мы ничего не желаем, так как спешим попасть к себе домой именно в это время, а времени осталось совсем мало».

Дело было ближе к предзакатному времени, и наступала первая ночь месяца рамазан (4 февраля 1666 года). Однако Малучи сказал: «Сделайте то, что предлагаете». На вопрос ученого: «Что бы вы хотели?» – он ответил: «Зарежьте черного барана, потом смойте кровь с его шкуры и повесьте ее на шею того парня. Сами съешьте мясо, а кости тщательно очистите и не ломайте их. Ну а после положите обглоданные кости в чистом месте позади дома ученика. В этом случае Всевышний Аллах сотворит нам из этих костей жирное мясо, но если вы не очистите их, то мясо будет худосочным. Также Аллах создает нашему скоту ту пищу, которой питается ваша скотина. Если она ест рожь, то рожь, если траву, то траву, если сено, то сено. Далее ученый спросил: «Что является самым действенным в том случае, когда наши люди пострадают от вас (джиннов)?» Они ответили: «Если вы произнесете слова «нет силы и мощи, кроме [как у] Аллаха» и бросите водой или землей в их сторону, они обратятся в бегство и не приблизятся больше и не будут в состоянии чем-либо вам навредить. Подобным образом мы сами поступаем с неверными джиннами, и они также не могут нам навредить».

Ученый людей еще раз спросил короля: «Если кто-либо из джиннов без вашего ведения вдруг нарушит данный договор, как нам быть в таком случае?» Король ответил: «[В таком случае] пусть кто-либо из вас встанет за порогом дома того мальчика и крикнет: «Ассаламу ‘алайкум Мухаммад-‘Али!». И если никто не ответит, то пусть скажет еще раз: «О Мухаммад-‘Али, сын ‘Али!». Он явится обязательно. Тогда пошлите его за мной, я приду, по воле Аллаха, если нужен буду вам». Затем король со своим народом удалился. При этом все присутствовавшие люди в знак уважения и почтения к нему встали и сняли с голов свои папахи, по их традиции. Король также приподнял свою феску, как принято у правителей Дагестана, и все они ушли. Однако один все-таки вернулся и еще раз в знак прощания снял свою феску. Это конец рассказа о том случае, который произошел между людьми и джиннами. Аллах ведает больше.

Из вопросов, которые ученый тот (Талхат) задал джиннам, были следующие:

Вопрос: «В чем секрет того, что мы, люди, не видим вас и не можем слышать вашу речь?»

Ответ: «В давние времена мы не были ограждены друг от друга. Однако люди не оставляли в покое наших мужчин и женщин. И мы с огромным рвением и надеждой обратились к Аллаху, чтобы Он защитил нас от людей, и Аллах ответил нашей мольбе».

Вопрос: «Почему вы причиняете нам вред, а мы вам этого не делаем?»

Ответ: «Наши ученые и праведники не вредят вам, если их не постигает с вашей стороны какой-либо ущерб или смерть, допустим, от попадания камня, пущенного вами, или попадания воды или брызг мочи. Тогда они со своей стороны также вредят вашим людям и даже убивают их. А наши неверные и грешники могут причинить вам вред без всякого повода».

Вопрос: «В какие дни вы поститесь?»

Ответ: «В понедельник, как и вы, люди».

Ученый добавил: «Я слышал, что те из вас, [которые] живут в обществе Гидатль, якобы постятся в воскресенье, опережая новолуние. Это правда или все-таки ложь?»

Ответ: «Это неправда. Они постятся, как и все мы, в понедельник».

Также ученый расспросил о болезни одного человека по имени Ибрахим. Джинны ответили: «Этот человек убил одного из нас, и нет ему исцеления до самой смерти». Также спросил ученый об одном юноше-инвалиде, который к тому же начал картавить. Джинны ответили: «Он одержим джинном воздуха (воздушным). Этот юноша был женат на одной женщине из них, которая, однако, умерла. Ему также нет никакого исцеления до самой смерти. Мы не в состоянии защитить от воздушного джинна».

Также был вопрос о причине того, почему из носа человека по имени Мухаммад-‘Али постоянно течет кровь. «Только лишь Аллаху ведома тайна» – был ответ.

Вопрос: «Как покорить джиннов и быть в дружбе с ними, и что следует сделать [человеку], если он хочет тесно общаться, и как упрятаться и оградиться от них тому, кто этого желает?».

На что они (т. е. джинны) ответили: «Для подчинения джиннов и общения с ними [необходимо] чтение дуа «Ас-Сайфи». Для этого следует предварительно подготовиться к нему, соблюдая пост, после чего надлежит выйти в поле, облачившись в обмазанную глиной одежду. После – надо сесть в очерченный круг и прочитать ту молитву, как об этом указано в некоторых книгах. А для оберега от них (джиннов) следует читать ту же самую молитву одному человеку сорок дней или сорока [людям] вместе один день» (не следует это практиковать – прим. ред.).

Конец рукописи

Также автор этих строк спросил у того ученика: «Что является наиболее действенным против джиннов?» На что тот ответил, что таковым является [чтение] прекраснейших имен Аллаха (асма Аллах ал-хусна), а также формулы «хавкала» (произнесение слов «ла хавля ва ля куввата илля билЛях», т. е. «нет силы и мощи, кроме как у Аллаха»). При этом, произнося слова «ля хавля», следует брызнуть в их сторону водой. Это было им испытано, и оно оказалось на самом деле истиной.

Также ученый Талхат рассказал мне со слов Дарвиш-Мухаммада, брата известного ученого ‘Абд-ал-Кадира, который дружил и общался с джиннами, что самым трудным для них являются аяты из Корана, повествующие о карах Всевышнего. Также о правдивости слов того ученика свидетельствует то, что он как-то ночью рассказал своим товарищам о том, что Талхат однажды освободил от джиннов женщину по имени Зайнаб в селении Гочота (аварское селение Кусур Рутульского района). Те спросили об этом ученого, и он подтвердил слова ученика. Еще он рассказал вышеупомянутый случай с ‘Али сыном Басри. Также он рассказал, что джинны ему говорили: «Если бы не стены, которые тебя окружают, мы сделали бы с тобой то же, что и с Тамим-уд-Даром. Под стенами джинны подразумевали учеников, которые плотным кольцом окружили своего товарища. Также они ему сказали, что если бы он не прочел «Кул ‘айна», то они поступили бы с ним так-то и так-то. «Кул ‘айна» – образное выражение двух сур из Корана: «ан-Нас» и «ал-Фалак». Также он рассказал, что один кроткий и благонравный ребенок, изучающий науки, увидел огромного джинна в облике сына кадия и очень испугался. Кроме него его никто не видел.

Автор строк, да сохранит Аллах в его сердце веру, сказал: «Это рассказ, который следует упомянуть в данном месте. Одна благочестивая женщина, которая уже много лет постилась три месяца подряд, рассказала мне со слов своей матери, которая также была благочестивой и праведной женщиной, что та, выливая воду из дома на улицу, всегда говорила: «Я выливаю воду», тем самым как бы предупреждая джиннов об этом».

О, тот, кто читает эти строки, знай, что все сказанное выше было передано тем учеником из уст джиннов, включая слова их ученого и короля. Каждый раз, когда ученый людей обращался к джиннам с каким-либо вопросом, то получал немедля ответ от них через уста ученика, хотя сам [Талхат] не мог ни слышать, ни видеть их из-за той преграды, которая стоит между джиннами и людьми. А видеть джиннов могли только тот больной ученик и мальчик, о котором мы рассказали прежде. Случай этот произошел в 1076 (1665/66) году, а записан был в 1078 (1667/68) году».

Авторы: Магомед Шехмагомедов, Шахбан Хапизов

Литература

1. Шихсаидов А. Р., Омаров Х. А. Каталог арабских рукописей (Коллекция М.-С. Саидова). Махачкала: Дагестанский научный центр РАН, 2005. С. 330.

2. Мусаев М. А., Шехмагомедов М. Г. Жизнь и творчество дагестанских ученых-богословов XVIII в. (ал-Усиши, ал-Уради, ал-Аймаки и ал-Мачади) в местных арабоязычных биографических сочинениях XIX – начала ХХ в. // Современные проблемы науки и образования. 2013. №3. С. 390.

3. Хапизов Ш. М., Шехмагомедов М. Г. Опыт исследования биографии дагестанского алима (Талхат-кади из Ириба) по местным письменным источникам // Вестник Дагестанского государственного университета, 2015, Том. 30. Вып. 4. С. 45–52.

4. Мусаев М. А., Шихалиев Ш. Ш. Чудесные деяния святых в арабоязычных суфийских биографических сочинениях дагестанских шейхов начала ХХ века // Письменные памятники Востока. 2012. №2 (17). С. 218–232.
Метки: Дагестан джинны

Примечания

  1. Ифрит
  2. Hoyland, R. G.
    Arabia and the Arabs: From the Bronze Age to the Coming of Islam.
  3. Коран 72:6
  4. ар-Рахман 55:14.
  5. См.: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]: В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003, т. 1, с. 139.
  6. аз-Зарият 51:56
  7. Muḥammad ibn Ayyūb al-Ṭabarī, Tuḥfat al-gharā’ib
    , I, p. 68; Abū al-Futūḥ Rāzī,
    Tafsīr-e rawḥ al-jenān va rūḥ al-janān
    , pp. 193, 341
  8. Tafsīr
    ;
    Bakhsh az tafsīr-e kohan
    , p. 181; Loeffler, p. 46
  9. Ṭūsī, p. 484; Fozūnī, p. 527
  10. Fozūnī, p. 526
  11. Fozūnī, pp. 525—526
  12. Kolaynī, I, p. 396; Solṭān-Moḥammad, p. 62
  13. Mīhandūst, p. 44
  14. Abu’l-Fotūḥ, XVII, pp. 280—281
  15. 12
    Ibn Taymiyyah,
    al-Furqān bayna awliyā’ al-Raḥmān wa-awliyā’ al-Shayṭān
    («Essay on the Jinn»), translated by Abu Ameenah Bilal Phillips
  16. Джинн // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1987—1988.
  17. Ҹин (сказка о джинне). — Азербайджанские сказки. — Баку: Издательство Академии наук Азербайджанской ССР, 1963. — Т. IV. — С. 171-173. (азерб.)
  18. Kubai, Anne (April 2007). «Walking a Tightrope: Christians and Muslims in Post-Genocide Rwanda». Islam and Christian-Muslim Relations
    (Routledge, part of the Taylor & Francis Group)
    18
    (2): 219–235. DOI:10.1080/09596410701214076.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: