Когда появилась водка на Руси? История национального напитка


Многие иностранцы ассоциируют водку с Россией, действительно ли это национальный напиток? Кто вообще придумал водку? Многих этот вопрос может заинтересовать.

Известно, что еще в средневековье, проводя различные опыты, в Европе открыли спирт, который связывают с алхимиками. А вот относительно водки, многие считают, что ее изобрели в России.

Действительно, еще известный химик Дмитрий Менделеев придумал идеальное соотношение воды и спирта – 40% к 60%. Говорит ли это о том, что он придумал водку?

История первая: О «рождении» водки

Если спросить любого иностранца, когда водка появилась на Руси, скорее всего, он ответит, что она была всегда, а пили ее едва ли не вместо питьевой воды. Кстати, и многие наши соотечественники считают так же. Между тем, это в корне неверно.

Самые первые упоминания о водке датируются 1533 годом, а это времена регентства Елены Глинской. Правда, «узаконили» ее много позже, если быть предельно точным, то 6 декабря 1886 года. Но тогда ее как только не называли: «столовое горячительное вино», «пенник», «полугар», «самогон», а именно «водкой» она стала уже после революции 1917 года, когда не только крепость, но и ее название прописали в ГОСТах.


До 1886 года качество водки не регламентировалось и целиком и полностью зависело от добросовестности ее производителя

Водка-дистиллят

Вот что представлял собой процесс производства «хлебного вина».

  1. Из сырья получали брагу, слабоалкогольный напиток с низким содержанием спирта (до 11°).
  2. Брагу заливали в дистиллятор, в котором жидкость нагревалась и начинала испаряться. Пары по отводной трубке выводились, охлаждались и конденсировались.
  3. Полученный напиток с высоким содержанием спирта сохраняет привкус и запах сырья, из которого он и был произведен. Нежелательные примеси удалялись с помощью угля, молока или яиц.

Говоря о качестве крепкого алкоголя, многие используют слово «сивуха» в явно негативной коннотации. Это ошибочное суждение, основанное на непонимании вопроса. Сивушные масла придают напитку вкус и запах. Букет дорогих коньяков и виски создаётся не ароматизаторами, а натуральной органолептикой, той самой «сивухой», от которой морщат носы «знатоки», и выдерживанием в дубовых бочках. Впрочем, отвратительный запах самогона создаётся так же сивушными маслами. Всё упирается в композицию и умение избавиться от лишнего.

Вас может заинтересовать Что нужно знать о коньяке

Дистилляция спирта промышленным способом по технологии 19 века
Для спиртных напитков, полученных методом дистилляции, критически важно сочетание вкуса, запаха и степени чистоты. Вредные и неприятные сивушные масла удаляются, остаются те, что соответствуют изначальному сырью:

  • Виноград (в бренди, коньяке и граппе)
  • Солод (в виски)
  • Яблоки (в кальвадосе)

и т. д.

История вторая: Почему водку измеряли и пили ведрами?

Нет, вовсе не из-за выдающихся способностей пьющих, а совсем по другой причине: при Екатерине II ее даже в питейных заведениях продавали именно в этой таре, которая вмещала целых 12,3 литра! Кстати, водка тогда считалась напитком дорогим и элитным и позволить ее себе могли только богатые люди. А в полулитровые бутылки ее начали разливать только ближе к концу 19 века.


Раньше водку не только пили, но и продавали ведрами

«Пьяным народом легче управлять»

Водка — один из главных русских напитков. Она веками обогащала правителей государства и помогала фундаментальному контролю за жителями страны, но также — давала простым людям храбрость, свободу и защиту, или по крайней мере их иллюзию. Так считает историк русской культуры, профессор Оксфордского университета и «Шанинки» Андрей Зорин. Теме водки как одного из главных мифов России была посвящена его лекция в Москве. «Лента.ру» записала главное из выступления историка.

Предупреждение:

Редакция «Ленты.ру» напоминает, что употребление алкоголя вредит вашему здоровью

Андрей Зорин

Андрей Зорин:

Если мы говорим о символической емкости того или иного мифа, то символическая емкость водки будет абсолютной или близкой к абсолютной. Она способна выражать разные, подчас противоположные смыслы.

Вот четыре даты, которые важно иметь в голове: 1914 год — с началом Первой мировой войны царь Николай II ввел сухой закон, 1917 год — Российская империя прекратила свое существование; 1985 год, не прошло и 70 лет после этих печальных событий, — Михаил Сергеевич Горбачев объявил антиалкогольную кампанию, резко сократив доступность главного национального напитка, и через шесть лет Советского Союза не стало — в 1991 году прекратила свое существование советская империя.

Я бы хотел оговориться: я не провожу каузальной зависимости между двумя этими событиями, я не говорю, что последнее произошло, потому что случилось первое. Вполне возможно, и то, и другое было симптомами более глубинных изменений, и вообще были другие факторы. Но тем не менее эта закономерность, такое сопоставление, тоже заставляет задуматься о центральности водки в русской культуре.

Я отмечу одно немаловажное различие: последний русский император Николай Александрович ввел полный сухой закон и был расстрелян в подвале Ипатьевского дома, Михаил Сергеевич Горбачев только ограничил доступность водки и жив до сих пор — дай бог ему здоровья, и долгих лет жизни мы все ему желаем.

Важнейший мифологический концепт возникает с самого начала. Известная из Повести временных лет знаменитая фраза князя Владимира: «Руси есть веселие пити, не можем без этого быти». Она хорошо известна каждому. Когда князь Владимир хотел выбрать истинную веру, узнав от носителей ислама, что там есть запрет на употребление горячительных напитков, немедленно отверг предложение перевести Киевскую Русь в ислам, произнеся эту знаменитую фразу, вошедшую в ткань русской культуры.

Кабак

Андрей Рябушкин, 1891

Тем не менее никакие источники не свидетельствуют о том, что в домосковской Руси пьянство было распространено как-то больше, чем в других странах. Водка не столько породила мифологию, сколько вписалась в нее, легла на какие-то базовые русские мифы, вошла в резонанс с русским представлением о богатырстве.

Вот рассуждение Александра Радищева о русской душе: «Посмотри на русского человека: найдешь его задумчива. Если захочет разогнать скуку или, как то он сам называет, если захочет повеселиться, то идет в кабак. В веселии своем порывист, отважен, сварлив. Если что-либо случится не по нем, то скоро начинает спор или битву. Бурлак, идущий в кабак, повеся голову, и возвращающийся обагренный кровию от оплеух, многое может решить доселе гадательное в истории российской».

В этом образе царева кабака, бурлака, идущего туда, и возвращающегося избитым, Радищев видел такую же тайну русской души, какая заключена в народных песнях, на основе которых он предлагал устраивать бразды народного правления.

Какие в этой связи базовые мифологемы вбирает в себя представление о водке. Прежде всего, я уже говорил о связи водки, пьянства с идеей разгула и удали. И водка в русской культуре имеет отчетливо гендерную окраску. Она прежде всего связана с мужской доблестью, пьянство — это мужская доблесть. И хотя в исторической реальности женщины тоже пили, это многократно фиксируется в источниках, тем не менее мифология упорно воспринимает это как мужскую добродетель: все эти прекрасные слова «пить», «выпить», «перепить» и все прочее.

Уже в советское время возникает такая пара понятий: пьянство и алкоголизм. Но они оказываются важным и существенным образом разделены в национальном сознании. Оно и понятно, потому что пьянство связано с властью, разгулом и способностью чувствовать себя сильным и свободным, в то время как алкоголизм — это зависимость, это подчинение, рабство, и по этой причине добродетелью считаться не может. Но, что важно, образ, способность употребления — много выпить, перепить, простоять и так далее — она характерна.

Кадр: фильм «Самогонщики», 1962

Водка — это один из центральных мифов классических анекдотов. Например, в 1970-е годы Василий Иванович (Чапаев) и Петька стали героями тысяч анекдотов. Один из них демонстрирует символическую картину ценности водки: «Петька спрашивает Василия Ивановича, сможет ли тот выпить ведро водки. Глубоко задумавшись, Чапаев говорит: «Могу, но трудно это». Глубоко ошеломленный этим размахом Петька спрашивает: «А два сможешь?» Тот отвечает, что не сможет. Петька продолжает: «А если партия прикажет?» Чапаев: «Если партия прикажет, то смогу». Петька: «Здорово! А три сможешь?» Чапаев: «Нет, три не смогу». Петька: «А если партия скажет?» Чапаев: «Нет, Петька, три не выпью, даже если партия прикажет. И никто не сможет. Три ведра водки, Петька, только Ленин выпить может»».

Это понятно: чем важнее символический статус человека, тем больше водки он в состоянии употребить. И иерархический статус в значительной степени доказывается объемом водки, который его носитель в состоянии выпить.

О происхождении водки ведутся дискуссии. Этот вопрос обсуждался в ООН. В числе документов русского приоритета на водку была представлена книга историка Вильяма Похлебкина «История водки», которая написана была совсем не для ООН. Доказать здесь ничего невозможно. Водка, очевидным образом, польский напиток. Даже лингвистическая форма указывает на его польское происхождение. Она была создана в Польше, импортирована в Россию, очевидно, в конце XVI — начале XVII веков в годы польского влияния. И здесь источники, которые у нас есть, свидетельствуют, что в этот период водка отмечается как новый продукт, появившийся сначала при царском дворе, а потом получивший разнообразнейшее распространение.

Оказавшись на русской почве, она начинает стремительно распространяться в народе. На продажи ее устанавливается государственная монополия. И возникает институт царева кабака — один из самых главных институтов русской жизни. Доходы с кабаков в процентном отношении были огромны, особенно в военное время. Это был важнейший источник государевых доходов.

Характерным образом люди, которые ведали кабаками, назывались целовальники — потому что целовали крест. Приносили присягу царю только представители высших сословий, но содержатели кабака тоже присягали на верность, что они не будут утаивать доходов. Это были колоссальные суммы, общественный статус человека сразу существенно поднимался.

«Вот как по Руси растекалась водка»

Лубок-плакат В. Маяковского. 1917

В XVIII веке, уже при Петре I, на количество кубов водки, которое разрешалось произвести тому или иному дворянину (монополия на производство водки продавалась через государственную систему, только дворяне имели на это право), влияло положение в табели о рангах. Чем ты выше в табели о рангах, тем больше ты можешь произвести водки. Если ты действительный тайный советник, то, соответственно, водки можешь производить практически сколько хочешь. Это все и для домашнего потребления, и, естественно, на продажу.

Право водкой торговать принадлежало откупщикам, поскольку собрать налоги государство было не в состоянии, оно отдавало продажу водки на откуп. И разница между вносимой им суммой, и выручкой от продажи составляла его доход. Это исторический бэкграунд, который говорит о значимости водки как элемента государственной политики.

Однако, помимо этого, водка была не только способом извлечения из населения доходов, но и формой политического контроля. Во всех царевых кабаках были доносчики. Но и при выпивании в домашних условиях первый тост был всегда за царей. Непроизнесение тоста за царей было государственным преступлением, за которое можно было поплатиться. Отменена была эта ситуация только при Екатерине II, что в своей оде «Фелица» отмечает Гавриил Державин: «Казни не боясь, в обедах за здравие царей не пить».

По легенде, Екатерина II также сказала, что «пьяным народом легче управлять». Это трудно проверить, потому что в ее записках этих слов нет, но якобы она это говорила. При этом водка, конечно, была формой фундаментального политического контроля.

Те или иные культуры сгруппированы вокруг тех или иных наркосодержащих препаратов и ритуалов. В этом смысле водочная, пивная и винная культура существенным образом отличаются. Скажем, пиво чрезвычайно трудоемко в производстве, требует труда очень многих людей в процессе изготовления. И до эпохи рефрежерирования оно практически не хранилось. То есть его надо было очень большими усилиями приготовить и потребить немедленно. Соответственно, это был такой идеальный напиток для городских демократий.

Водка устроена по-другому. Она, как хорошо известно каждому, не протухнет, идеально хранится, очень легко меряется и обладает контролируемым стандартом качества. Если пиво всегда разное, то подлинность водки всегда можно контролировать. Это хороший напиток для централизованной власти.

Фото: Владимир Богатырев / РИА Новости

Конвейер по разливу водки «Столичная» на Куйбышевском ликеро-водочном заводе. 1978

И несмотря на эту институционализацию водки как средства выкачивания денег из населения и политического контроля, сами пьющие, несомненно, воспринимают алкоголь как форму освобождения. Выпив, человек уходит от действительности — знаменитая формула: «залить горе», дающая иммунитет от реальности, в которой тебе тяжело и неприятно находиться. И несомненно, в тех экономических условиях, которые мы обсуждали, это была фундаментальная форма экономического и социального поведения.

Известная застольная песня: «Если пить, дом не купить / И не пить, дом не купить / Так лучше пить, дом не купить / Чем не пить, дом не купить / Мы теперь не будем пить / Будем денежки копить / Как накопим рублей пять / Выпьем водочки опять / А потом не будем пить…» Понятно, что здесь нет ни малейшей доли какой-то иррациональности, нелепости и так далее. Это очень рациональная, экономически продуманная логика поведения в определенных экономических условиях. Действительно, лучше пить и дом не купить, чем не пить — все равно никогда его не купишь. Можно делать какие-то сбережения, вплоть до пяти рублей, но потом ты знаешь, куда их потратить.

Кроме того, опять-таки, при всей иерархизированности водка снимает социальные ограничения, перед стаканом все равны. Чрезвычайно иерархизированная общественная система меняется, и социальная ущербность человека оказывается снятой. Выпив, он оказывается в состоянии, равном практически любому. И кроме того, важным элементом всего этого является некая обстановка открытости, интимности, доверия, способности пойти на риск. Люди роднятся друг с другом. Это особая форма интимности, самоотчужденности.

Фраза из классической книги Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки» — вероятно, главной книги русской литературы XX века (может быть с ней может поспорить за это звание только «Архипелаг ГУЛАГ»): «Все говорят: Кремль, Кремль. Ото всех я слышал про него, а сам ни разу не видел. Сколько раз уже (тысячу раз), напившись, или с похмелюги, проходил по Москве с севера на юг, с запада на восток, из конца в конец и как попало — и ни разу не видел Кремля». Кремль — это понятным образом символ государственной власти, и стихия алкоголя удерживает человека, не дает ему с ним соприкоснуться.

Она сама ведет его на этом пути, спасая от контактов с властью: «А потом я пошел в центр, потому что это у меня всегда так: когда я ищу Кремль, я неизменно попадаю на Курский вокзал. Мне ведь, собственно, и надо было идти на Курский вокзал, а не в центр, а я все-таки пошел в центр, чтобы на Кремль хоть раз посмотреть: все равно ведь, думаю, никакого Кремля я не увижу, а попаду прямо на Курский вокзал».

Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Актер Алексей Вертков в роли Венички во время прогона спектакля по мотивам поэмы Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки» в постановке Сергея Женовача

Но естественным образом в конце это освобождение оказывается обманом. Сила божественного напитка становится предательской. Хотя тут можно поспорить: если бы Веничка не употреблял портвейна, может, все еще бы обошлось. Но так или иначе он пропускает нужную ему станцию, возвращается в Москву и оказывается убит прямо под стенами Кремля. Освобождение, выбрасывающее в астрал, в вечный рай Петушков, где никогда не отцветает жасмин, в конце концов, заканчивается падением обратно.

Шведский посол Петр Петрей сказал: «Если человек пьет меньше, чем русским бы хотелось, они таким человеком очень недовольны. Но если вы в состоянии выпить все, что они нальют, русские к вам будут относиться как к лучшему другу». Водка — это способ вхождения в круг, это экзамен, это возможность показаться своим в коллективе.

Что чрезвычайно существенно: когда ты начинаешь пить — ты вступаешь в бой, ты выходишь на сражение. Это очень специфическое сражение, в котором у тебя нет никаких шансов. Ты обречен на поражение, потому что нет такого человека, сколь бы велика и абсолютна не была его мощь, который способен выпить весь алкоголь. Всякий выходящий на этот бой в конечном итоге был побежден. И ты точно знаешь, что будешь сражен. Но чем ты дольше простоял в этом неравном бою, тем должность и высота твои сильнее, и соответственно, тем большего уважения ты заслуживаешь.

И в конце концов понятно, почему для женщин пить позволительно, а напиваться до такого состояния непозволительно. Ее доля в гендерном распределении — это выносить «павшего» бойца с поля боя. Она уносит, спасает, вытаскивает потерпевшего поражение мужа, друга. При этом она может выпить, но должна стоять на ногах, потому что иначе ничего не получится.

Далее я говорю о значении чуда, о фатализме. Все знают прекрасный рождественский фильм «Ирония судьбы, или С легким паром». Что нужно человеку, чтобы обрести счастье? Он должен набраться до невменяемого состояния: стихия алкоголя вытаскивает к абсолютному счастью. Это русское представление о чуде. Именно сохранивший его фильм неслучайно оказывается столь популярным на протяжении уже многих десятилетий.

Фото: Борис Кавашкин / ТАСС

Поклонники писателя Венедикта Ерофеева отмечают 60-летие со дня его рождения, 1998

Вернемся к исторической части. Польский посланник Адам Олеарий (который, заметим, прибыл на Русь с родины водки) еще в середине XVII века пишет: «Порок пьянства так распространен у этого народа во всех сословиях, как у духовных, так и у светских лиц, у высоких и низких, мужчин и женщин, молодых и старых, что если на улицах видишь лежащих там и валяющихся в грязи пьяных, то не обращаешь внимания: до того все это обыденно». Это значит, что водка существенна не в социальных материях. Духовные и светские, высокие и низкие лежат на земле, и, в общем, женщины тоже пьют, хотя в мифологию это совершенно не входит.

Это представляет собой фундаментальную проблему для государства: с одной стороны, водка ему жизненно нужна с точки зрения государственной политики, а с другой стороны, в XVII веке в кабаках, как известно, пропивали все, вплоть до порток. И соответственно, обратное движение все-таки происходило. В 1652 году, незадолго до церковных реформ, Собор принимает решение бороться против пьянства. Во второй половине XIX века массовое проявление получает борьба за трезвость и возникает огромное количество религиозных сект, где пьянство категорическим образом запрещено. И в 1914 году окончательно принимается сухой закон, хотя здесь империя выдержит недолго. Нет ясной государственной политики. С одной стороны, надо все время бороться с последствиями тотального пьянства, с другой стороны — без него государственная система существовать не может.

Первая советская водка получает название «Рыковка» — по имени первого председателя Совнаркома [Алексея Рыкова], который воспринимался как глава государства. Все еще плохо разбирались, что верховная власть переместилась в другую институцию. Государственная монополия действовала в полном объеме, даже во времена нэпа. И, кстати, названия советской водки — «Московская» и «Столичная» — некоторым образом показывают государственный характер этой водки, ее близость к институту власти. «Столичная» была чуть более дорогая, и чуть более дешевая «Московская».

Стабильность цен на водку была одной из составляющих системы. По словам Александра Галича, «Пол-литра — всегда пол-литра, и стоит всегда трояк». Трояк необыкновенно комфортен, потому что можно скинуться по рублю. Это правильное соотношение, бутылка выпивается на троих. И каждый вносит свой честно заработанный рубль в этот важный процесс создания коллектива.

Повышение цен на водку воспринимается как подрыв государственных устоев. Вот известная частушка 1980-х годов: «Скоро будет восемь — / Все равно мы пить не бросим. /Передайте Ильичу — / Нам и десять по плечу. / Ну, а если станет больше — / Мы устроим то, что в Польше». Ильич — имеется в виду Брежнев, а в Польше тогда возник профсоюз «Солидарность», впоследствии разваливший коммунистический режим.

Для высшей партийной номенклатуры пьянство на дачах было совершенно обязательным. Не пивший человек был подозрительным. Его лояльность партии и правительству можно было поставить под сомнение. То есть в форме сильного употребления водки можно было выразить свою поддержку советской системе.

Фото: Юрий Абрамочкин / РИА Новости

Театрализованное шествие в день города Москвы, 1987

В диссидентской и оппозиционной среде пили не меньше. Пили на кухнях. И это пьянство выражало свою ненависть к советской системе с таким же выдающимся успехом. Всякий пьющий человек, выпивая на кухне с друзьями из доверительного сообщества, чувствовал, что тем самым он выражает свою ненависть, свой протест против советской репрессивной машины.

И наконец, вся наша огромная страна, все рабочие и трудовое крестьянство, пили на производстве, до и после, конечно, блестяще выражая тем самым свое глубочайшее равнодушие к советской системе и партийному руководству.

То есть напиток тот же самый, ритуал почти тот же самый — закуски там могут быть разные и так далее — но, в принципе, идеологическое наполнение прямо противоположное, потому что сам институт позволял разные искания.

После смерти Брежнева Леонида Ильича, в 1982 году, одной из первых мер наведения порядка было появление новой водки по 4,12 рубля, которую в народе немедленно прозвали «андроповка» в честь нового генерального секретаря ЦК КПСС.

В 1985 году началась антиалкогольная кампания, борьба с пьянством и алкоголизмом. Она продолжалась три года и нанесла гигантский ущерб бюджету, который был полностью разрушен. Были и другие меры, наносившие ущерб бюджету, но это была одна из важных форм «полуразрушения» государственного бюджета.

Отменена антиалкогольная кампания была в 1988 году. Глава правительства Николай Рыжков тогда в интервью газете «Московские новости» сказал: «Больно и страшно на это смотреть. Разве мы правительство, которое воюет со своим народом? Конечно, нет». Потребовалось три года руководству Коммунистической партии Советского Союза, чтобы осознать, что они не являются правительством, воюющим с народом. Соответствующие решения были отменены, но было уже поздно, остановить процесс было совершенно нельзя.

Одним из важнейших решений в волне реформ 1991-1992 годов была отмена водочной монополии. Впервые в истории России водку было разрешено производить и продавать частным лицам. Появилось огромное количество разных брендов водки. В частности, этим очень отчетливо фиксировалась региональная структура нашей страны. Водка отражала ту, новую, политику, почти в каждом регионе была водка своя, со своим региональным названием. Это был колоссального масштаба социо-политико-культурный сдвиг.

Здесь открывается еще один интересный сюжет. В середине 1990-х годов Россия яростно вписывалась в международное сообщество, и в стране проводились общеевропейские социологические исследования, в ходе которых респондентам в разных странах предлагалось приписать какие-то характеристики своему народу и остальным. Давался набор народов и набор характеристик. Оказалось, что в самоописании русских людей с гигантским отрывом фигурируют два свойства: русские люди простые и открытые. Мы простые и открытые.

Фото: Василий Федосенко / РИА Новости

Параллельно с этим проводились другие исследования. Одно из них — по заказу пивной компании, где выясняли, кто что пьет и что кому нравится. Обнаружилось, что на тот момент только в одной социально-возрастной категории ситуация вдруг почему-то резко изменилась. Это были молодые люди младше 25 лет, и только из городской образованной академической среды. Эта закономерность не работала ни среди людей старшего возраста, ни среди молодых рабочих, в деревнях, маленьких городах и так далее. Только культурные жители больших городов, которые стали резко предпочитать водке пиво.

Социологи все время задавали им вопрос: а чего водка не нравится? И получали довольно относительные ответы: выпьешь, а потом не соображаешь, что делаешь, не контролируешь себя, начинаешь что-то там говорить и так далее. Все-таки главное свойство этого напитка — это то, что он сам себе простой, прозрачный, незамысловатый, он открывает. И какой-то категории людей перестало хотеться быть простыми и открытыми. Их почему-то это самоопределение перестало устраивать, что, вероятно, указывает на чрезвычайно сильные и глубокие культурные изменения.

История третья: О том, как производили водку

До середины 18 века водку делали только в домашних условиях или на частных винокурнях, что по понятным причинам не гарантировало ее качество. И в те времена ее можно было считать действительно опасным напитком, поскольку очистка от сивушных масел целиком и полностью зависела от совести ее производителя и стоила дорого: чтобы очистить шесть ведер водки, нужно было использовать ведро молока или полведра яичных белков. Поэтому, чтобы начать контролировать качество, государство конфисковало все частные винокурни в 1755 году. Тем не менее, от употребления даже самой качественной водки можно умереть, если выпить литр за 5–10 минут.


Очистка водки от сивушных масел – процесс дорогой, но необходимый

Кто, когда и где изобрел на самом деле

Как человечество открыло для себя алкоголь, не знает никто. Археологи выяснили, что папуасы новой Гвинеи еще не могли разжечь огня, но уже умели делать хмельные напитки. Самые ранние графические упоминания о винах были зафиксированы в IV тыс. до н. э. Черепки сосудов из глины с остатками на них винных следов датируются еще более ранним периодом. Но, крепкие напитки в те времена еще не были изобретены.

Дистилляцию жидкостей впервые описал величайший философ Древней Греции – Аристотель, рожденный в 384 году до н. э. Надо думать, что подобные опыты по добыче спирта проводились и раньше, просто об этом нет документальных свидетельств.

Первый напиток, напоминающий водку был изобретен персидским врачом Ар-Рази. Перегон спиртосодержащих элементов позволил выявить этиловый спирт. Это дало основание для возникновения алкогольных напитков.

Но арабы не принимали спирт внутрь, использовался он в качестве медицинских и косметологических средств.

Справка! В каком году изобрели водку? Считается, что арабский доктор изобрел напиток на основе спирта в 860 году &#8212, использовали его тогда только в медицинских целях.

В средних веках алхимики разрабатывали и совершенствовали различные техники и способы перегонки бродящего сырья в «душу вина». Кто первым придумал спирт, наверное, навсегда останется тайной для человечества.

История четвертая: А Менделеев здесь при чем?

Как ни странно это звучит, но совершенно ни при чем: путаница в фактах возникла из-за названия докторской диссертации Дмитрия Ивановича: «О соединении спирта с водой». Однако исследовал он в ней исключительно физические показатели, такие как удельный вес или контракции полученного раствора. Причем, по словам современников, сам Менделеев водку даже не употреблял.

Еще один интересный факт: долгое время (а конкретнее, до принятия закона 1886 года, о котором шла речь выше) крепость водки должна была составлять 38,3 градуса, а до 40 ее «округлили» по двум причинам: во-первых, чтобы оставить задел на «усушку», а во-вторых, чтобы гарантировать, что в готовом напитке эти 38,3 градуса будут содержаться.


Вопреки расхожему мнению, Дмитрий Менделеев не изобретал, не исследовал водку и даже ее не пил

Неразрешимый спор ученых

Итальянцы изобрели аппарат для дистилляции в IX веке. Примерно в эти же времена секрет получения спиритуса вини открылся ученым и в других странах. Врач, ученый, алхимик &#8212, француз Арно де Вилльгер стал родоначальником добычи винного спирта в Европе, он сумел отделить алкоголь от бродящего сырья. Идею подхватили монахи Франции, а затем Италии. В 1360 году редкое церковное хозяйство не вело активную торговлю «водой жизни».

Водку в прямом ее смысле изобрели поляки. Тогда они назвали напиток хлебное вино и применяли в качестве лекарственной настойки. Это было в далеком средневековье. Производить и продавать такую водку могли все взрослые граждане страны. Само слово тоже пришло с польского языка, что означает «водичка», об этом упоминает и википедия.

В 16 же веке царь Иван Грозный приказал закрепить за собой монополию по производству этого напитка боярами.

А вот миф относительно происхождения водки, возник в период Советского Союза, когда известный на тот момент кулинар Вильям Похлебкин издал книгу «История водки». В ней говорится, что спиртной напиток появился в Москве, когда Русь находилась под игом Золотой Орды. О том, кто изобрел водку, спорили многие исследователи. Сегодня продолжают вестись ожесточенные дискуссии. Википедия, например, отображает конфликт Похлебкина и Пиджакова. Последний в качестве доказательств ложной теории ученого-исследователя ссылается на отсутствие каких бы то ни было прямых, подтверждающих сей факт, документов. Исторических свидетельств, однозначно дающих ответ, кто изобрел водку, и когда конкретно было совершено открытие, нет. Многие профессора и просто любители по сей день пытаются найти ответ на этот вопрос.

Доподлинных данных по этому факту не существует, поэтому версия относится к разряду ложных. Но в умах многих людей закрепилась мысль, что водка появилась именно на земле русской.

История пятая: Водка как музейный экспонат

Естественно, за время своего существования водка обросла большим количеством легенд и обрела статус «программного» русского напитка. Неудивительно, что имени ее стали открывать музеи, самые значительные из которых – Музей истории русской водки в Москве. Здесь экспозиции делятся на Древнерусский период, Российской империи, времен Великой Отечественной войны, СССР и современный, а также просто Музей русской водки в Санкт-Петербурге.


Два крупнейших музея водки расположены в двух российских столицах

Подмена терминов как исторический фактор

Водка — водно-спиртовой раствор, считающийся русским национальным алкогольным напитком. Водка представляет собой прозрачную жидкость с запахом и вкусом спирта, и состоит всего из двух компонентов: ректификованного этилового спирта и воды.

Водка наряду с матрёшкой, балалайкой и ручным медведем стала частью национального русского колорита для иностранцев, и как всё привычное, вопросов не вызывает. А напрасно. За последние два века водка претерпела такие диковинные изменения, что люди, её обсуждающие, наверняка будут говорить о чём-то своём. Знакомая всем (хотя бы по магазинным прилавкам) сорокоградусная прозрачная жидкость даже у разных производителей — вовсе не одно и то же. А если посмотреть на её историю, то вместо ясности добавятся лишь новые вопросы.

Не хватает только медведя
Похожая история произошла с табаком. Взрывной рост онкологических заболеваний произошёл после того, как в первой половине XX века традиционные табачные изделия были вытеснены сигаретами, содержимое которых сначала представляло собой отходы табачного производства, а впоследствии синтезировалось химически из целлюлозы и жёсткой химии. К табаку это давно не имеет никакого отношения в принципе, но в заболеваниях обвиняют и запрещают именно табак.
Но перейдём к истории водки.

История шестая: Споры о происхождении

Поляки долго не соглашались считать водку исконно русским напитком, а приписывали лавры ее изобретения себе. По этому поводу даже велась длительная судебная тяжба (с 1977 по 1982 год), однако международный арбитражный суд решил, что истинным «родителем» напитка является все-таки Русь.


«Родительские» права на водку стали предметом рассмотрения международного арбитражного суда

Химический состав

Наравне с вопросом, кто придумал водку, людей интересует, как ее делают, а также ее хим. состав. Если не пытаться оперировать сложными химическими терминами, то можно сказать о том, что водка делается из воды и спирта. Однако не все так просто, как кажется. В процессе производства образуются другие хим. элементы, вследствие чего мы сильно вредим здоровью, употребляя низкокачественный продукт. Ниже мы представим полный перечень возможных компонентов, которые входят в состав водки.

  1. Мнение о том, что водка – это изобретение Менделеева ошибочное
  2. Вода – основной компонент.
  3. Этиловый спирт или этанол. Является питьевым, производится преимущественно из зерновых культур. Это еще один основной компонент, который необходим для изготовления любого алкогольного напитка. Этиловый также используется в косметологии, медицине и в технических целях.
  4. Метиловый спирт или метанол. В состав водки он не должен входить, но, к сожалению, это неизбежно. Метиловый содержится даже в самом качественном сорте спирта – «Альфа». Минимальный процент содержания – 0,003%. Метанол опасен тем, что в печени он разлагается в 6 раз дольше, чем этанол. Многие слышали о том, что от некачественной водки можно ослепнуть. В этом неприятном эффекте виноват как раз метанол. Всего 30 мл этого вещества могут полностью лишить зрения, а 50 мл – привести к летальному исходу.
  5. Сивушные масла. Довольно вредный компонент, который уже не так часто встречается в алкогольных напитках. Когда сивушные масла попадают в алкогольный напиток – это говорит о низком качестве товара. Эти вещества являются побочным продуктом брожения. В смесь сивушных масел входят различные спирты: изобутиловый, пропиловый и амиловый. Также в них содержатся различные альдегиды и жирные кислоты.

Необходимо избегать последних двух составляющих любыми способами. Для этого создано большое количество различных способов проверки водки на качество.

Таким образом, на настоящий момент нет конкретных дат, когда появилась водка, а мнения о ее создателе сильно расходятся. Также доподлинно неизвестно, как произошло название этого напитка

Важно помнить, что мы не оперируем сомнительными фактами и говорим лишь о предположениях

Если вы хотите познакомиться с историей этого напитка теснее – мы советуем вам посетить современные музеи водки. Такой музей существует в Смоленске, открыт он в 2003 году. В 1998 году такой музей был открыт в Угличе, на родине «водочного» короля П. А. Смирнова. В таких музеях гиды рассказывают о том, как и когда возникла водка, ее мировая и российская история, а на полках стоят экспонаты разных времен.

История седьмая: Как водку пытались запретить

Сухой закон в России пытались ввести далеко не единожды: собственно, бороться с пьянством начал еще Петр I, когда в 1714 году учредил одноименную медаль (застигнутых врасплох выпивох забирали в полицейский участок, где «награждали» медалью «За пьянство». Весила она в районе 8 кг, а снимать ее не разрешалось в течение недели). Позднее запрет на производство и продажу спиртного вводили в 1914 году и в 1985. Но несмотря на то, что официальная статистика радовала правительство своими показателями, росло тайное самогоноварение и теневое производство суррогатов, а популярные, но опасные для здоровья коктейли на основе одеколонов, косметических лосьонов и бытовой химии стали причиной не одной тысячи смертей.


В России несколько раз пытались ввести сухой закон, но ни разу эта затея не стала успешной

Русская водка – одна из жертв Первой мировой войны

Производство водки из зерна – дело не дешёвое. В начале XIX века во Франции была изобретена ректификационная колонна. Из любого сброженного сырья (сахарная свекла, перемороженная картошка) можно было получить этиловый спирт высшей очистки. Применять этот спирт для употребления внутрь никто не собирался, использовали его как технический.

В России это оборудование стало появляться в 1860-х годах. И практически сразу спирт стали использовать для приготовления крепких спиртных напитков, пока небольшими партиями и в качестве эксперимента.

Затем грянула Первая мировая война. На поля сражений Россия снарядила многотысячную армию. Производить водку для фронтовых ста граммов из дефицитного тогда хлеба было слишком расточительно, и тут ректификационная колонна послужила настоящим спасением царского бюджета. Большевики, взяв власть, ничего менять не стали. А зачем, такая помощь бюджету!

История восьмая: Про вкус, закуски и чуть-чуть про запах

Качественная водка, вопреки расхожему мнению, напиток совсем не «пролетарский», а вполне себе элитарный. По сравнению с другими видами крепкого алкоголя в водке меньше всего примесей. Более того, чем она лучше, тем меньше у нее выражен «вкусо-ароматический букет». При этом истинный (который ничего не имеет с сивушным) вкус водки раскрывается только в компании солоноватой и сытной закуски:

  • горячей ̶ самолепными пельменями с наваристым и приправленным острыми специями бульоном, супами вроде борща, солянки, харчо, свежеснятых со сковороды блинов с красной или черной икрой;
  • холодной – подкопченной соленой лососиной и осетриной, маринованными лисичками и опятами или фантазийными сложносочиненными мини-бутербродами на бородинском хлебе с селедкой или шпротами, сладким луком-шалотом, кружочком вареного яйца с пронзительно желтым желтком, ломтиком свежего огурца, укропом или петрушкой.

Хотя, если вы сторонник сочетаний из разряда «все гениальное – просто», можно обойтись одними только солеными огурцами, но непременно бочковыми.


Водку нужно правильно не только пить, но и закусывать

«Хлебное вино» в России 18−19 веков

До 19 века «водкой» назывался практически весь крепкий алкоголь, полученный методами дистилляции (перегонки) и последующего настаивания. Да, изначально водка, как и бренди, коньяк, джин, виски, граппа, ром, текила получалась перегонкой, и использовались для этого зерновые культуры. Основным сырьём для производства сначала «горячего хлебного вина», а потом и водки, служила рожь как главная зерновая российская культура. Сахара в ржи мало, поэтому рожь сначала проращивалась, чтобы получить солод, в котором сахара значительно больше. Из солода делали брагу, а уже из браги способом перегона производили водку.

Уровень употребления спиртных напитков в России к началу 20 века был на общеевропейском фоне умеренным. Водка составляла 93% от всего употребляемого алкоголя
Перегон из картофеля и свеклы популярностью не пользовался, поскольку спиртной напиток из них получался намного худшего качества. Сивушные масла в желаемом объёме из картофельного перегона удалить не удавалось, на вкус и запах такой перегон был намного хуже «хлебного вина» из ржи, ячменя и пшеницы.
К концу 18 века хлебные водки, получаемые перегонкой «хлебного горячего вина», стали визитной карточкой российского рынка алкоголя. Вейновые водки из «виноградного горячего вина» и «фруктово-ягодного горячего вина» в России также изготавливались, но приоритеты в их производстве принадлежали все же другим странам. В России же такие водки делали из импортного сырья, будь то «горячее вино» или готовая французская водка, которую использовали для производства наливок.

История возникновения

Чистый спирт изобрели арабы еще на рубеже VII-VIII веков. Позже продукты, получаемые путем дистилляции спиртосодержащего сырья, они стали применять в медицинских целях и использовать в химических опытах.

Одна из версий гласит, что в это время благодаря экспериментам персидского алхимика Ар-Рази появился первый прототип водки. Но исторических доказательств нет. Вероятно, это связано с запретом мусульманской религией спиртного.

Первое документальное подтверждение дистилляции алкоголя относится к итальянской медицинской школе Салерно XII столетия. В найденных трактатах описан процесс производства путем перегона перебродившего фруктового сырья и фиксируется употребление в качестве крепкого алкогольного напитка.

Предположительно с католическими монахами к XIV веку технология добралась до Польши.

Сомнительно утверждение, что арабы придумали водку, ведь спиртосодержащее сырье перегоняли для целей, не связанных с прямым употреблением в качестве алкоголя. Теория европейского происхождения тоже не однозначна — по сути, технология позволяла производить самогон, а не водку в современном понимании.

Вильям Похлебкин — «поэт кухни» и водочный летописец

Похлебкин когда-то занимался скандинавистикой, но в 1960-е окунулся в историю кулинарии. Так он и запомнился — как признанный мэтр русской кулинарной истории и автор «Истории важнейших пищевых продуктов», книги «Чай, его история, свойства и употребление», «Кухня века» и др. В 1991 г. он опубликовал «Историю водки». С первых страниц Похлебкин рассказывает об удивительной ситуации: в 1978 г. Польская народная республика заявила, что СССР, водка которого хорошо пошла на внешних рынках, права на наименование «водка» не имеет, так как поляки изобрели этот напиток ещё до 1540 г. и назвали его сначала «горзалкой». Международный арбитражный суд дал Польше и СССР время на исследования о вопросе первенства в изобретении водки, чтобы решить, кто же имеет больше прав на торговую марку — поляки с их «Wodka wyborova» или русские со «Столичной».

Советский экспортер «Союзплодоимпорт» доказательств русского первенства в этом деле не получил ни от АН СССР, ни от ВНИИ продуктов брожения Главспирта Минпищепрома. Тогда обратились к Похлебкину, и в 1979 г. он написал исследование, в котором доказал, что водка на Руси изготовлялась уже не позднее 1478 г. и изобретена в 1440−70-е гг., т. е. раньше, чем в Польше. В результате суд в 1982 г. признал за СССР право называть свою водку водкой. Правда, никто такого права не отнял и у поляков. Так и закончилась капиталистическая «водочная война» за бренд между социалистическими союзниками. И советский лозунг «Только водка из России — настоящая русская водка!» триумфально шествовал по мировому рынку.


Экспортная этикетка для Германии, 1960-е. (Pinterest)

Долгое время рассказанная Похлебкиным история не вызывала сомнений у широкой аудитории. Пока писатель Борис Родионов не выпустил в 2013 г. книгу под названием «Правда и ложь о русской водке. АнтиПохлебкин», в которой заявил, что Похлебкин историю об арбитраже выдумал в надежде на какие-то преимущества или популярность: в качестве аргумента приводятся слова главы юридической службы «Союзплодоимпорта» Б. Сеглина, отрицавшего, что в 1982 г. была какая-либо тяжба с поляками: по его словам, Польша удовлетворилась тем, что СССР отказался от рекламы «Только водка из России — настоящая водка», добавив слово «русская». Похлебкин к тому времени ответить на обвинения в мистификации и предъявить контраргументы не мог, так что упреки Родионова так и остались без ответа (во многом упреки не беспочвенные, ибо описание суда выглядит весьма странно). В итоге мы не знаем, был ли в действительности суд и кто больший интриган — Похлебкин или Родионов. Зато мы точно знаем, что Похлебкин пробудил интерес к истории винокурения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]